Последние годы жизни Яакова
Буквально несколько слов о тексте Торы про последние годы жизни нашего праотца Яакова – уже в Египте.
1. В прошлом недельном разделе «Вайигаш» было написано, что Яаков пожаловался фараону на свою жизнь (Берешит 47:9): «Малочисленны и злополучны были дни моей жизни». Никому раньше ни на что не жаловался, а тут вдруг «пустил слезу» – да еще перед кем, перед фараоном! Возникает вопрос – почему?
Ответ дан в том вопросе, с которым фараон обратился к Яакову, как только того увидел.
А увидел он согбенного старца, который, очевидно, перенес множество жизненных невзгод, у которого было много страданий, даже трагедий, короче говоря, всего тех событий, что рано старят людей и делают их похожими на немощных инвалидов.
Но почему фараона это удивило? Люди бываю разные, судьбы у некоторых складываются трудно и даже болезненно.
Тем не менее, он удивился. И природа его удивления заключается в том, что он ожидал увидеть в Яакове, отце своего фаворита и любимца, отнюдь не слабого старика. А прекрасно сохранившегося, крепкого телом и духом человека, уверенного в себе и своей семье.
Фараон знал, что с евреями приходит браха, благословение. Потому и дал в свое время царствование Йосефу, ибо по сну понял, что тот приносит браху. Так и произошло: как только воцарился Йосеф, Египет был спасен от страшного голода. Теперь надо было заполучить всю семью. Только поэтому фараон пригласил Яакова и сыновей в страну.
То же самое произошло с Лаваном. Как только Лаван расстался с Яаковым, от него ушли удача и счастье, все развалилось.
А еще раньше так случилось с Лотом: как только тот расстался с Авраамом, своим дядей, – жизнь, считай, пошла под откос.
Так случилось с Авимэлехом: Ицхаку пришлось уйти от завистников-филистимлян. Но царь его догнал и постарался заключить договор о дружбе и ненападении. Ибо знал: кто в дружбе с евреями – того поддерживает само небо.
Теперь приходит в Египет Яаков со своими сыновьями. Фараон спешит получить у него браху – и что он видит? Он видит перед собой слабого не по годам человека, который прогнулся под множеством жизненных невзгод.
На языке мидраша это звучит так. Вошел Яаков и благословил фараона. Но увидел египетский царь, что отец Йосефа выглядит страшно. Подумал: а почему сам себе не сказал браху; может, она не действует? Спросил: «Сколько дней твоей жизни?»
Тот ответил: не смотри на меня: для нас браха работает по-другому, а именно: всем людям – в этой жизни, евреям – в следующей. И снова его благословил…
Это важный момент. Еврей – это и есть благословение. Кому? Всем, кто его привечает. Но не себе!
То же самое с силой: еврейская сила – для защиты других, а не себя. А ведь сила это и есть благословение.
2. В недельном разделе «Вайихи» написано (см. Берешит47:31), что Яаков заклял Йосефа похоронить его в фамильном склепе Махпела. А потом приказал (цива) сыновьям то же самое (см. там же 49:50).
Зачем приказал, если достаточно было сказать Йосефу?
Ответ: одной клятвы было достаточно, но приказал, чтобы они тоже участвовали в похоронах. Зачем, чтобы участвовали? Чтобы попросились у фараона, а тот отпустил их только под обещание вернуться. Ибо, уйдя на похороны, могли не вернуться (ведь теперь нет голода в их родной Стране). Зачем надо было вернуться? Чтобы через рабство вышли из Египта и получили Тору.
Примечание. Здесь встречаются две темы: приказ (мицва) и клятва (долг). Мицву можно не выполнить (если есть другая мицва). Долг не выполнить нельзя.
Пример. Есть заповедь принести жертву в Храм вместо умершего родителя, который ту жертву выделил, но не успел принести. Так вот, закон говорит: если отец оставил наследникам землю – это их долг. Если не оставил – это мицва. Какая? – Почитание родителей (кибуд ав ваэм).