Кино: десятый выпуск, второй сюжет
Рош-Аникра на Севере Израиля
Звуковое содержание видеоролика: израильская граница с Ливаном; финикийцы и Александр Македонский; два израильских колена – Звулун и Иссахар; еврейская взаимовыручка.
Содержание текста, который выложен внизу: пара шагов по Леванону; хилозон - ходкий товар; цена трех экранных минут.
** **
Что запомнилось с тех съемок – так это как я гулял за границей Израиля.
На огромных воротах стояли свои, русскоговорящие люди – и я с их веселого разрешения походил по нейтральной полосе минуты две. С нашей стороны на воротах написано на трех языках: "Выход запрещен. Опасность: Ливан!" А с той стороны: "Добро пожаловать в Израиль". И поскольку в списке этих языков арабского не оказалось, сей факт дал мне основание догадаться, что вся надпись – дело рук наших умельцев.
** **
В этих краях некогда действительно обитало два колена.
Люди одного из них были мореходами и торговцами, предприимчивыми купцами. По жребию им досталось море, и они сначала приуныли (во время жеребьевки в Шило). После чего пророки из стана объяснили им, что это удача. Будет им и торговый навар и промышленный оборот. – Да какая тут промышленность? – Как какая – хилозон добывать (особый морской моллюск), краску из него делать, остальным коленам продавать – товар ходкий, необходимый (краска шла на цицис; кто знает, тот молодец). С таким богатством не пропадешь.
А ведь на той же "распродаже" мог этот берег достаться, скажем, колену Йеуды, т.е. нам с вами. И тогда синяя краска на цицис до сих пор была бы актуальна и востребована. Но нет краски. Ибо ушли однажды все колена, кроме йеудинова, в рассеяние, да толком не вернулись. И ушел за ними хилозон, скрылся.
Как только те же пророки из стана объявили, что в будущем десяти придется исчезнуть, а одному в живых остаться, – тут все вздохнули и посмотрели с тоской на свои, еще синие цицис. Ибо уже было объявлено: Йеуде – Хеврон.
Может, потому и ждем возвращения Десяти потерянных колен, что по синим цицис скучаем?
** **
Впрочем, речь в кадре идет только о двух коленах – Звулуна и Иссахара. Один работает, второй учится. Ни с одним из них не знаком – ни по окружению, ни заочно. Вернее, только однажды встретился, о чем честно и давно в блоге написал.
** **
Длительность ролика: 3 минуты. В кино это норма: готовишься к съемкам пару дней, пишешь тексты, затем с утра пораньше едешь часами в израильскую тмутаракань, там лазаешь по скалам, ступенькам каким-то нескончаемым, наконец расхаживаешь в кадре туда-обратно как заведенный, повторяешь дубль за дублем, высматриваешь новые ракурсы (чем отчаянно мешаешь оператору и режиссеру), разглядываешь людей, которые таращатся на тебя, поскольку не ожидали увидеть здесь доса (еврея-ортодокса при полном прикиде – в шляпе, черном костюме, ботинках наглухо – это когда вокруг стоит нормальная такая погода под сорок градусов, а досам тут положено бывать в их каникулы, до которых еще далеко), да еще доса, который мельтешит тут в сопровождении какой-то уж совсем оторванной группы киношников – в джинсах и под соломенными ковбойскими шляпами, а уж послушать, на каком языке они говорят – так совсем отпад (а мы по-русски говорили, если что), потом – уже после съемочного дня – с ног валишься, а через месяц – монтаж в промозглой Москве, и там меня сажают перед экраном на запись звука, и я тот звук издаю, а вы теперь его слышите, – и всему этому удовольствию экранное время ровно три минуты, ну, не обидно ль?