Необходимость Хануки
Привычный вопрос, с которого начинаются многие комментарии. Что особенного случилось в дни оригинальной (изначальной, исторической) Хануки, если праздновать ее мы обязаны во всех поколениях?
Всегда с нашим народом происходит чудо. Чудо спасения. Поэтому можно спросить: что в эпоху противостояния грекам случилось особенного, если после тех событий нам предписано зажигать соответствующие огни "из рода в род"?
Хотим мы или не хотим, но, вроде бы, чудо с маслом как явление обращено к одному поколению, не больше.
Собственно, правомерен такой ответ (один из многих): люди эпохи Хануки отнюдь не собирались нападать на врагов – они ждали чуда, результатом которого будет освобождение, пусть даже в виде последующей вооруженной стычки. Ибо перед ними был пример Пурима.
Там – в Пурим – все происходило по налаженной схеме: сначала евреи совершили проступок, потому сделали тшуву (постились и молились), после чего Всевышний отдал врагов в их руки.
Такой сценарий понятен и привычен. Хвататься за меч людям эпохи Хануки даже не приходило в голову. И если б семья старого Матитьяу сделала запрос мудрецам, то, скорее всего, те порекомендовали бы не спешить. Но семья Матитьяу поступила абсолютно так же, как в свое время поступил Пинхас, без всякого суда заколовший главу колена Шимона. Пинхас был оправдан постфактум и награжден коэнством, что само по себе чудо.
Повторим общую схему сценария Пурима. Сначала совершается поступок, оценка которого неясна и условна (скажем, пили с персами некашерное вино из сосудов своего Храма[1]). Затем небо посылает ситуацию, которая аналогична поступку, – с одним исключением: в этой ситуации люди (или отдельный человек) четко осознают, что попали в беду (пришел Аман). Отсюда (по принципу мера-за-меру) они понимают, что небу неугоден тот первоначальный поступок[2]. Тут же совершается исправление-тшува (три дня постились). После чего происходит чудо спасения (Ахашверош дал разрешение евреям напасть первыми, и те этим разрешением воспользовались).
Это важно: в Пурим чудо предшествовало вооруженной победе над оробевшим врагом. Именно такого расклада ждали люди Хануки. Но отдельные герои (Макабим) выступили в роли Пинхаса. И в первую Хануку сразу после исправления настало время вооруженной борьбы. Лишь затем поступило подтверждение с неба: да, вы правы, так впредь и надо поступать[3].
Так с тех пор мы и поступаем. Это и есть новость (хидуш) Хануки, актуальная по сей день.
Итак, в некоторые периоды своей истории мы живем по Пуриму[4], в другие – по Хануке[5]. Сегодня – по Хануке[6].
** **
В частности, отсюда следует, что перед возведением Третьего храма мы вернемся к пуримской схеме. И чудо будет называться Машиах.
[1] Условность заключена в том, что перед нами насилие, связанное с угрозой для жизни (пикуах-нефеш).
[2] Работа указанного принципа в данном случае разобрана в статье "Как бороться с бедой", см. где-то в середине поста.
[3] Чудо с маслом – всего лишь подтверждение правильности действий, своего рода знак с неба, согласие. Но настоящим чудом была победа "немногих над многими". И, поскольку победа одиночек над толпами пусть редко, но все же случается, надо было указать, что она в данном случае – с неба. Для этого и пришел кувшин с маслом в освобожденном Храме.
[4] Поступок – беда – тшува – чудо – бой.
[5] Поступок (небрежная служба в Храме) – беда (греки) – тшува – бой – чудо победы.
[6] На вопрос: что особенного случилось в эпоху Хануки, если схема чудесного спасения поменялась? – можно дать несколько ответов. Самый простой – такой: Пурим – в эпоху перед Храмом. Ханука – в период Храма. А именно: дать евреям чудесное спасение до начала вооруженной борьбы (сюжет Пурима) – на это небо шло, когда мы стояли перед возведением Храма. В случае Первого храма – в пустыне, сразу после Исхода. В случае Второго храма – в столице персов Шушан. В такие времена мы, будучи на подъеме, наиболее близки к Творцу, и Он дает нам гарантированную победу, как только мы проявим готовность исправить ошибки.
Второй сценарий (сюжет Хануки) – когда евреи должны сначала ввязаться в бой, а потом увидеть чудо победы – эта схема работает во времена Храма. В случае Первого храма – в эпоху судей. В случае Второго – в дни Мордехая и Эстер.
Почему так? Наверное потому, что подняться к Храму много проще, чем удержаться на его уровне. А поэтому – когда мы уже на вершине – любая ошибка отодвигает нас от Творца. Теперь придется воевать в условиях неочевидности победы. (В отличие от Пурима, когда победа формальна и ч.н. дана нам заранее.)
Кстати, в какой период мы живем? В дни Храма или в период перед Храмом?
Ответ, скорее всего, таков: поскольку причины разрушения Второго храма нами все еще не исправлены, то мы, условно говоря, продолжаем жить во Втором храме – со всеми делами того периода. Поэтому Ханука нам ближе, чем Пурим. Поэтому мы ее и отмечаем из поколения в поколение, мечтая перейти на уровень Пурима.
no subject
Необходимость Хануки
(Anonymous) 2011-12-30 09:31 am (UTC)(link)Я тут о чём подумала: и Пинхас одобрен Торой, и Маккавеи поступили правильно, можно не сомневаться. Но какой-то мелкий червячок точит и точит. Что к чему?
И только ситуация в Бейт Шемеше помогла сформулировать это внутреннее недоумение: а что чувствует Творец, видя такие гражданские войны? Когда брат на брата? За дело и законно, но... То есть, никак нельзя без этого? Вы же понимаете, что это никак не обвинение?
По мне, плюнул-не плюнул, едино. Если внутри всё равно есть. От бессилья, от досады, что всё вот так. Я не обвиняю ни на йоту. Если уж достали. Конечно, лучше сдержаться. Но ведь никто не знает, сколько человек сдерживался и сдерживается. Это так похоже на домашние свары. Вроде, надо новый день начинать с нового листа, простив всё и всех вечером. Но любое слово, сказанное другим, воспринимается только в контексте уже бывшего ранее.
С уважением.