Лесть в адрес начальства
Был у меня такой случай. Сидел я в одной компании со своим начальником, и он мне возьми и скажи, что начальники тоже люди и, как все люди, они тоже любят, когда к ним относятся с человеческим пониманием. Обстановка хотя и была неформальной, но все же не настолько, чтобы я сразу "въехал" в его реплику.
Переспросив, я выяснил, в чем дело. Оказывается, ни разу я того начальника не похвалил – ни прилюдно, ни наедине. А начальникам это, оказывается, не по нраву.
Ну, что я тут могу возразить? Да, есть за мной такой недостаток. Но я бы не начинал на эту тему пост, если б Тора в нашем недельном разделе самым непосредственным образом не учила: лесть запрещена! В том числе и лесть в адрес властей, начальников, разного рода директоров и командиров. Приказы исполняй, поручения делай – но без лести, без подлизывания и прочих лицеприятностей.
А теперь раввинская история с маленьким в нее вступлением.
Многие авторитеты Торы отмечают, что лесть во многом подобна лашон-ара, запрещенным высказываниям в адрес других евреев. Вся разница в том, что лашон-ара понижает статус человека, о котором идет речь, в глазах прочих людей, а лесть как бы повышает статус адресата этой лести в его собственных глазах. Человек слушает лесть и начинает наполняться самомнением, думать о себе лучше, чем он есть на самом деле. Поэтому такая лесть сродни лжи!
Но вот что интересно. Мы знаем, что лашон-ара иногда можно говорить (а именно, когда в этом есть несомненная польза – но при соблюдении кучи условий и оговорок). Так вот, что Тора говорит о том случае, когда отказаться от лести – означает произнести лашон-ара?
На эту тему – история о том, что иногда можно говорить нелицеприятную правду про руководителей, не льстя им даже в разговоре с другими людьми. (По книге "Талелей-орот", глава "Мишпатим".)
Герой рассказа – раби Зэрах Рувен Браверман (основатель иерусалимской ешивы "Мэа-Шеарим"). Однажды он, будучи молодым, ехал из Гродно, где учился, домой на каникулы.
Проезжал транзитом через Вильну (столица Литы). Решил поучиться в синагоге. Там увидел, как пришел какой-то молодой человек, стал разговаривать с габаем (синагогальным служкой), нагрубил ему и ушел. А габай еще долго кричал ему в след, что он ам-аарец, полный невежа, он-де даже Раши не может сам прочесть.
Ну, конфликт как конфликт, всякое случается. Главное, не стоит вмешиваться в такие дела, люди сами разберутся.
Но вот что произошло дальше. Продолжил рав Браверман свой путь. Поехал в почтовой карете и там разговорился с попутчиком. Да так разговорился, что решил поведать тому свою сердечную боль – пожаловался спутнику (невысокому еврею примерно его возраста):
"Почему в таком городе, как Вильна (Йерушалайим де-Лита!) нет организации Тиферет-бахурим, как в других городах?" (Эта организация занималась распространением Торы в среде людей, от Торы далеких, тех, кто, не получив соответствующего образования и воспитания дома, уже во взрослые годы стал искать пути возвращения к иудаизму.)
Его попутчик заявил: "А кто возьмется за создание отдела этой организации в Вильне? Такой-то богач? (И назвал известное имя.) Или такой-то раввин?"
Рав Браверман замахал руками: "Лашон-ара! Нельзя называть имена".
"Почему нельзя?" – удивился попутчик.
"Так написано в книге "Хафец-Хаим".
Тот спросил: "А ты ее читал?"
Рав Браверман ответил: "Она всегда со мной!"
"Покажи".
Тот достал книгу из сумки.
Собеседник не унимался: "И что написано в такой-то главе?" (При этом он назвал главу, которую хотел привести в пример.)
И они прочитали: "Если человек известен в Торе как мудрец или руководитель и мало что делает для других в области распространения Торы – об этом можно говорить с порицанием и вслух".
Потом они разъехались. Попутчик вышел в городке, который они проезжали, в Радине, а рав Браверман поехал дальше, к себе домой.
Напоследок спросил у тех, что встречали того молодого человека: "Кто этот еврей, с которым я так долго ехал?"
Ему ответили: "Хафец-Хаим".
Вот и вся история. Ее рассказал сам рав Браверман. Из нее следует вывод: можно говорить правду о руководителях, которые ничего не делают для Торы и евреев. И нельзя льстить им в глаза – дескать, какие вы умные и праведные!
Впрочем, подобная критика допустима только в самых крайних случаях. И делать ее надо осторожно и только для пользы. Какая польза? Создание общего мнения, которое может изменить ситуацию в лучшую сторону. Во всех остальных случаях – тсс.
* *
Так что говорить начальнику (и даже о нем) нелицеприятные вещи можно. А вот льстить все-таки лучше не.
* *
Эта история только что опубликована мной на сайте Толдот. Там еще три истории – все взяты с моего прошлогоднего видео-урока о запрете лести. Первые две истории прочтите, а последнюю можно пропустить – вы ее только что прочитали. Спасибо.
Какие вы все умные и хорошие. Одно загляденье.))
no subject
no subject
Как я люблю такие истории, "кви про кво".
no subject
Другой случай: начальник вел дело неправильно - и говорили о нем "нелицеприятное".Затем он понял критику - и исправил положение.Вопрос: нужно молчать,либо при всех сказать, что теперь - другое дело...
no subject
Тем не менее, хвалить начальника - особая статья. Ибо люди (да и он сам) могут подумать, будто ты ему льстишь. Т.е. говоришь неправду.
Короче, дозирование правды в случае с начальниками склоняется в сторону критики, а не в сторону комплиментов.
Такова у них участь.))
С вами согласен в том, что им со мной не везет. А значит, мне с ними.)))
О том, что надо быть крайне осторожным человеком в своем отношении к властям, богачам и начальникам - я писал в своем блоге много. Сразу и не найду. Например, немного об этом тут: http://r5gor.livejournal.com/14729.html
no subject
no subject
no subject
no subject
Например, если я хвалю, чтобы получить выгоду (себе!), то это лесть. Если я человека хвалю, зная, что похвалю его, даже если не завишу от него - то это не лесть. Но как тут трудно не обмануть самого себя!
По поводу общественного мнения. Да, это так, как вы говорите в общем случае. В мире Торы чуть по-иному. Хотя и там куча сложностей. Так или иначе, если должность начальника (раввина в общине) избранная - надо уметь апеллировать к людям.
Немного об этом здесь: http://toldot.ru/blogs/pyatigorsky/pyat_202.html
no subject
no subject
no subject
no subject
Вот представьте..
no subject
- И де етот жлоб, шо просил у меня кепочку?
Покупатель:
- Та это ж я...
- Ой, граф, ну вилитый граф.
no subject
no subject
чтобы слуха резала и тому, кто льстит и тому, кому
)
no subject
Первая трудность: как им узнать, что они умные?))
На эту тему - история про раби Меира Марима из Коврина - см. здесь, в первой части поста:
http://toldot.ru/blogs/pyatigorsky/pyat_117.html
no subject
no subject
no subject
Только следует смотреть, чтобы не переборщить. Ибо можно с легкостью самого себя обмануть.
no subject
как в пьесе Шварца: "Извините, Ваше Величество, но я вам прямо в глаза скажу: вы - гений!"
no subject
Короче, на мой взгляд, данное правило совершенно нежизнеспособное.
PS. А Вы слышали про обратную связь высокого качества? Как к ней относитесь?
no subject
Просто так глубоко я не входил в вопрос по поводу негатива и позитива в адрес начальника. Указал только, что надо опасаться лести и подхалимажа.
А "по ушам" вообще никого не надо бить. Тем более начальника.
Особенно того, кто на себе тащит весь бизнес.
В таких случаях даже от критики иногда надо отказаться. Критиковать можно, только если объект критики на нее согласен - и скажет спасибо - и увидит, что ты прав - и в результате дело только улучшится.
В остальных случаях - ни слова! (И так не только в отношениях с начальниками.)
no subject
Решений 2:
легкое не хвалить добрых слов начальнику
тяжелое говорить начальнику добрые слова так чтобы он понял что это очно не лесть
вы выбрали первое...
no subject
Так или иначе, сам пост был о запрете лести - поэтому на этом и поставил ударение.
И еще раз: второй вариант очень хорош - но и очень труден. Ибо легко ввести самого себя в заблуждение. Многие именно тут спотыкаются (Ашем-яазор).
По поводу критики руководителей
выразить в очередной раз удовольствие от Ваших записей.
По поводу этой. Тут остается некоторая неясность, не забыть бы и о принципе "а судьи кто?" То есть, если идет речь о бизнесменах, вкладывающих миллионы в показушную ерунду, и отказывающихся чуть-чуть поддержать Тору и ее адептов - понятно. А как быть с Гдолей Тора? Мне кажется, что рав ... Шлит"а недостаточно делает для Торы. Представьте себе такое заявление в устах того, кто, мягко скажем, пока не Годоль. Мы ведь ему укажем его место, не так ли? Чрезвычайно любопытно было бы Ваше мнение.
no subject
no subject
Таков вывод из рассказа про Хофец-Хаима.
no subject
Нельзя ли сделать там "укимту" и объяснить, что речь шла о мудрецах, сравнимых с нами по уровню. Или, если угодно, наоборот - что говорить-то могут, но однако не все подряд, а те, кто стоит на сравнимой по знаниям и уровню где-то рядом.
То есть, в принципе я очень понимаю Вас, но вот такая поправочка напрашивается.
no subject
no subject
no subject
Ничего так правило? Сам только что сочинил.))
no subject
no subject
Впрочем, тут тонки оттенки и границы.
Приятно - чтобы в дальнейшем легче работалось с руководством. Приятно - чтобы в дальнейшем само руководство видело, что община стоит того, чтобы вкладывать в нее усилия. Тут много вариантов "приятно".
Но есть запрет Торы на лесть и подхалимаж. Как его исполнять - каждый решает сам. Обычно раввины-мудрецы стараются даже близко не подходить к запрещенной зоне. Даже близко.
no subject