r5gor: (Default)
r5gor ([personal profile] r5gor) wrote2010-09-12 01:56 am
Entry tags:

Кино: третий выпуск, второй сюжет

Океанариум в Эйлате


Для разговора о нескольких днях между Рош-Ашана (Н/г) и Йом-Кипуром вполне подходит тема Книги пророка Йоны. Ее читают по синагогам в Йом-Кипур, поскольку в ней рассказывается о том, что люди могут заслужить прощение даже тогда, когда небесами им уже вынесен смертельный приговор за злодеяния. (Впрочем, про Йом-Кипур в киносюжете не сказано ни слова. Мы снимали эту ленту где-то в самом начале лета.)

Темы киносюжета: (1) океанариум; (2) образ рыбы в символике иудаизма; (2) рассказ о пророке Йоне; (3) функция пророка и пророчества в иудаизме. (Длительность просмотра 4 мин. 20 сек.)

Темы текста к сюжету: "Эйлат как таковой"; "Почему Йона не захотел выполнить приказ Всевышнего?" (Длительность чтения 3 мин. 20 сек.)

**  **

Это было мое первое посещение Эйлата со времени переезда в Израиль. Раньше просто не получалось – все годы занимался лишь учебой. Но как только была собрана киногруппа от Центра "Эш-Тора", который организовал (оплатил) съемки первых 10 выпусков программы "Шалом", тут же сам по себе возник в наших планах и Эйлат.

Короче, мы собирались ехать на съемки сюжета "Поучение Торы на Синае", а Эйлат оттуда совсем не за горами. Потом мы еще однажды в него заезжали – уже по дороге в Иорданию, где снимались ролики – про чудесную Петру (именно чудесную, потому что ничего подобного я в жизни не встречал), про римский амфитеатр в центре Амана и про крепости, оставшиеся от крестоносцев.

Каким образом Эйлат лежит на пути в Иорданию? Очень просто. Здесь находится пограничный переход между двумя странами. Т.е., дипломаты из Израиля могут ездить в Аман напрямую, через мост Аленби, который рядом с Иерихо, а простым смертным ворота открыты только между Эйлатом и Акабой. Поэтому едем на юг, там торчим три часа на пограничном терминале, затем поднимаемся горным шоссе на север, наблюдая по левую сторону плавно уходящий вниз Израиль.

**  **

В Эйлате жарко. И тогда, и сейчас. Мне кажется, все разговоры о глобальном потеплении – шутки людей, в Эйлате не бывавших. Вот когда температуры повсеместно поднимутся до эйлатских – тогда и можно начинать настоящее переживание.

Впрочем, я там однажды отдыхал с женой несколько дней – где-то в начале ноября. Туристы и жара город к тому времени уже покинули. Помню, жена еще сказала, что если где "бомжевать", то только в Эйлате – и именно начиная с ноября до конца февраля. А потом бежать оттуда надо, эвакуироваться…

**  **

Вопрос с Йоной, действительно, не совсем очевиден. Пророку было сказано, чтобы он шел и пророчествовал в городе Нинвэ, а он решил бежать за море, т.е. очевидным образом нарушил приказ Творца. Почему?

Только что вывесил на Толдот свою старинную статью на эту тему. Поскольку не все любят ходить по ссылкам, в двух словах опишу решение проблемы. Комментаторы отмечают, что пророк не хотел подводить еврейский народ, против которого небо могло выдвинуть такое обвинение: смотрите, даже неевреи, Тору не получившие, способны к самоисправлению, в то время как евреи, Тору не только получившие, но и взявшие на себя обязательство ее соблюдать, ничего подобного не делают.

Убежав, пророк добился того, что с ним произошло чудо – он живым провел несколько дней в брюхе огромной рыбы, откуда неустанно взывал с молитвой к Всевышнему.

Финал всей истории таков: жители Нинвэ действительно исправились – но не потому, что желали истинного улучшения своих качеств, а только потому, что испугались погибели, обещанной им человеком, с которым произошло столь очевидное чудо. А значит, неевреи (по крайней мере, в "нинвейском" генотипе) не могут служить укором евреям, – ибо от страха любой может пообещать вести себя более праведно, чем раньше. Вы бы пообещали?

(deleted comment)

[identity profile] r5gor.livejournal.com 2010-09-12 02:04 am (UTC)(link)
да, страх перед наказанием - это барьер на пути к греху.
Но для праведника барьером должен стать сам грех.
(Что касается Хавы, то тут много что нужно сказать. Все не так просто.)
Известна хасидская поговорка: грех страшнее, чем наказание за него.

(deleted comment)

[identity profile] r5gor.livejournal.com 2010-09-12 08:06 am (UTC)(link)
Хава, извините, не входит сейчас в мои планы. Хотя, возможно, я что-то об этом писал. Урок у меня на эту тему точно есть. Думаю, эту тему легко отыскать в иннете.
Что можно сказать тут, так это то, что змей (нахаш) интересен нам для понимания базисных отношений между Творцом и человеком ("цель Творения", "поступок", "время" и пр.).
Но, с точки зрения темы "грех и наказание", роль змея-соблазнителя - подчиненная. Короче, человек полностью отвечает за любое свое действие; в частности получает наказание за прегрешение (действие, идущее вразрез с целью Всевышнего если здесь уместно говорить про Его цели). Так что змей в нашем Диалоге с Творцом выполняет чисто механическую роль, являясь полным представителем-посланцем Всевышнего.

[identity profile] http://users.livejournal.com/_a_l_i_n_a_/ 2010-09-12 01:39 pm (UTC)(link)
Очень интересно :)
Только вот "рыбой" кита обзывать не надо :)
http://www.ordination.org/jonah-whale.jpg

[identity profile] r5gor.livejournal.com 2010-09-12 01:45 pm (UTC)(link)
согласен, не надо. Но что сделаешь, такова традиция.))

[identity profile] http://users.livejournal.com/_a_l_i_n_a_/ 2010-09-12 01:49 pm (UTC)(link)
О, ужОс! :)
Будучи знакома с этими млекопитающими вплотную - противостою! :)
Переписывать заставлять не буду, а вот возмущаться :)))
Тоже мне дгигон катан вэ хамуд. :)
Очень люблю их!

[identity profile] r5gor.livejournal.com 2010-09-12 02:57 pm (UTC)(link)
согласен, киты иногда весьма симпатичны. Но дело в том, что Йона попал внутрь "большой рыбы". Так написано: דג גדול. Причем дальше написано в женском роде: דגה. Поэтому, по традиции, и переводим - рыба. Главное, что сидеть у нее внутри было не очень комфортабельно, несмотря на всю внешнюю привлекательность этого вида морских обитателей.

[identity profile] http://users.livejournal.com/_a_l_i_n_a_/ 2010-09-12 04:39 pm (UTC)(link)
я просто умом понимаю (и видно не я одна "такая умная"), что единственное морское существо которое даже если проглотит человека...(и даже если человек не умрёт от страха) чтобы сохранить ему жизнь - должно держаться на поверхности и дышать воздухом. Это сокращает догадки до группы млекопитающих. А среди них мало тех в ком человек будет три дня и три ночи :) а киты на поверхности часто и ныряют по вечерам и ночам за кальмарами (то есть המעי של הדגה לא היה כשר) Может поэтому он дважды просил о смерти? :) шучу.

[identity profile] r5gor.livejournal.com 2010-09-12 04:56 pm (UTC)(link)
системный подход к анализу агады? Любопытно.))

[identity profile] rivka-ch.livejournal.com 2010-09-12 01:51 pm (UTC)(link)
Спасибо большое!
Вот интересно, какие мысли у кого возникают в эйлатском океанариуме. Я в нем была очень много лет назад и единственная фотография из него, что получилась, - именно та, что у вас на заставке этого ролика! Нет, кричать не надо было... просто так получилось. И про жару тамошнюю. Когда я вышла в Эйлате в сентябрьский ветер, то первая ассоциация была - фен на третьей скорости.
Спасибо еще раз и за ролик и за сопроводительный текст. Наводит...

[identity profile] r5gor.livejournal.com 2010-09-12 03:06 pm (UTC)(link)
я тут еще хотел написать, как мы с женой, отдыхая, нашли себе на берегу место для купания в акваланге над рифами - поодаль от голого пляжа. Но решил не пугать посетителей блога. А убрав это, заодно стер начисто и такое начало: "В те времена Эйлат еще был городом для белых людей".))

[identity profile] rivka-ch.livejournal.com 2010-09-12 03:10 pm (UTC)(link)
Ну вот, тексты на чистовик, понимаешь. Жалко:)

[identity profile] vasily-sergeev.livejournal.com 2010-09-12 02:38 pm (UTC)(link)
Бедный, бедный кит, мучившийся несварением желудка несколько дней для торжества добра! :))))

[identity profile] r5gor.livejournal.com 2010-09-12 03:00 pm (UTC)(link)
ага, на этом его "мучения" еще не закончились. Для него (вернее, для них обоих, ибо они в комплекте - супружеская пара) в будущем четко обозначена еще одна грандиозная задача, тоже некоторым образом связанная с пищеварением.))