у вас нет ошибки. В том смысле, что вы задаете правильный вопрос. Его задают все, кто впервые сталкивается с принципом "мера за мера" применительно к Суду, что, в свою очередь, восходит к основному положению Торы о том, что есть награда и наказание. Чувство объективности, вроде, требует от человека отказа от выбора при оценке его поступков. Что заслужил, то и получил. Но мусар говорит, что даже здесь у тебя есть выбор. Который в самом коротком виде звучит так: та мера, которой ты оцениваешь людей в жизни и которая лежит в основе твоих действий по отношению к людям - та же самая мера будет на твоем личном Суде взята за основу для оценки твоих действий при жизни. В некоторых источниках это выглядит так: судит человека, вернее, его поступки, сама душа этого человека. Которая более всех знакома с этим человеком - знакома как бы изнутри. Она его засуживает по самой высокой прокурорской оценке. И тут наступает момент Хэсэд: Суд не принимает требования души-прокурора. Он находит множество смягчающих обстоятельств - из поведения самого человека. По схеме: насколько он прощал окружающих - настолько и мы его простим.
И еще. Когда все мои действия и поступки разбиваются на Суде на мелкие эпизоды, внутри которых я буду судим, - это резко облегчает мою участь. Иначе я буду отвечать за стратегию всей моей жизни - а не за множество частных тактик. Вроде так.
no subject
Date: 2013-07-14 03:45 pm (UTC)Его задают все, кто впервые сталкивается с принципом "мера за мера" применительно к Суду, что, в свою очередь, восходит к основному положению Торы о том, что есть награда и наказание.
Чувство объективности, вроде, требует от человека отказа от выбора при оценке его поступков. Что заслужил, то и получил.
Но мусар говорит, что даже здесь у тебя есть выбор. Который в самом коротком виде звучит так: та мера, которой ты оцениваешь людей в жизни и которая лежит в основе твоих действий по отношению к людям - та же самая мера будет на твоем личном Суде взята за основу для оценки твоих действий при жизни.
В некоторых источниках это выглядит так: судит человека, вернее, его поступки, сама душа этого человека. Которая более всех знакома с этим человеком - знакома как бы изнутри.
Она его засуживает по самой высокой прокурорской оценке.
И тут наступает момент Хэсэд: Суд не принимает требования души-прокурора. Он находит множество смягчающих обстоятельств - из поведения самого человека. По схеме: насколько он прощал окружающих - настолько и мы его простим.
И еще. Когда все мои действия и поступки разбиваются на Суде на мелкие эпизоды, внутри которых я буду судим, - это резко облегчает мою участь. Иначе я буду отвечать за стратегию всей моей жизни - а не за множество частных тактик.
Вроде так.