Сегодня на уроке +
Nov. 30th, 2010 12:43 am![[personal profile]](https://www.dreamwidth.org/img/silk/identity/user.png)
Два человека.
Первый говорит и думает только о Всевышнем, Который у него на устах каждую секунду и каждую фразу. Но терпеть не может людей.
Второй вечно вызывает Всевышнего на суд, предъявляет претензии, спорит с Ним, не соглашается. Но страстно любит людей.
Кто нам по сердцу? С кем бы мы хотели иметь дело?
Первый – Билам, второй – раби Леви Ицхак из Бердичева.
** **
Сегодня на уроке, в студии Толдот, испытал непростые ощущения. Шел прямой эфир, отговорил уже пять минут (первые минуты любого урока самые тяжелые). Вдруг мне объявили, что ничего не получилось – эфир мы не прорвали, осталась черная рамка.
Мог бы я задать вопрос, почему мне об этом только через пять минут говорят (передо мной большой циферблат, я по нему свой урок хронометрирую). Но не задал.
Пошел второй фальш-старт. А именно: я отговорил десять минут того же текста! – в пустое пространство, в черную дыру, на деревне такой-то бабушке. И мне снова с печальным лицом сообщают ту же новость.
Оператор нервничает. Ученики в Лос-Анджелесе нервничают, не видя на своих мониторах лика любимого учителя. Все переживают – а я задумался: ну, и чем мы от Билама отличаемся? Ему открытой речью в реальном времени сна вещают: не ходи с этими людьми; ангела на дороге ставят, – а он ни в какую. Это как под шлагбаум лезть "внаглую".
Не понимает, что называется, знаков с неба, не хочет понимать. Ну, и чем мы от него отличаемся?
Вы скажете, у нас мицва, а у него блажь ослиная. Ну да, правы. Только аналогия с Биламом дальше простирается, чем хотелось бы. Сейчас поясню.
** **
Шли два ученика по улице, Талмуд, якобы, учили. (Это мне такую историю недавно поведали. Чеслово, за душу взяла.) Вышел лавочник-нееврей и обложил их "по-гойски". Они еще прошли немного дальше, вдруг один из них бежит обратно – и как начал поливать лавочника встречной бранью. Потом вернулся к другу, а тот его спрашивает, с какого, мол, ветра-Дону? Первый и отвечает: да вот вспомнил, как наш учитель сказал, что с каждым надо общаться на его языке.
Позвольте спросить: а с встречными собаками он на каком языке общается?
** **
И чем этот ученик вкупе со своим неназванным учителем не Биламы?
Закричала мама на своего ребенка на улице (пусть даже по делу) - вот она и Билам. Посмеялся муж над своей женой на вечеринке, так что она покраснела, - чистый Билам. Учитель при всех отругал нерадивого ученика - класс гогочет, тот от стыда готов умереть (в одиннадцать лет!) - вот вам образец классического Билама, биламнее не бывает. "Знаток Торы" зашел в ЖЖ, накричался досыта, нашипелся - всех научил, всем фартучки одернул, - из воспитанников Билама будет.
Сказано, что Билам был завистлив, высокомерен и алчен. Так разве это запрещено? Главное, что он делал только хорошие дела. Евреев, например, благословил. А если кто-то против, если кому-то мешает тот факт, что собирался проклясть, так разве не о Биламе написано: "ты замыслил злое дело, но Всевышний повернул его к добру"?
Во многих поступках сидит Билам. Многие про себя могут сказать, что ничто биламистое им не чуждо. Да еще добавят: не дадим другим себе на голову сесть! (Это у Билама вечный патент, никто не возразит.)
А уж если Билам начнет кричать о своей любви к людям - так хоть святых выноси.
** **
Сидят люди на уроке, слушают урок про самоотверженность Тамар, жизни своей не пожалевшей, только чтобы не опозорить Йеуду при всех. Слушают – синхронно всем классом головами кивают. Хорошая у нас Тамар в праматерях. Да, очень славная и правильная женщина.
На уроке про Йосефа тоже кивают – хороший у нас праотец Йосеф – не захотел при египтянах укорить братьев, когда решил им открыться. Отослал от себя египтян, хотя рисковал жизнью: а вдруг братья бы его убили? (Приговор-то еще не отменен.) Да и свою продажу им простил - тоже хороший поступок (мы тоже в таких случаях прощаем, верно?). Нет, что ни говори, правильным и праведным человеком был сын Рахели. Всем ребятам пример.
На уроке про Моше… Ой, да что тут перечислять. Все наши праотцы правильные люди. Нас, своих потомков, учат любить евреев.
Ну, мы и любим.
Мы любим?
** **
Хотел тут развить тему про Биламов. Много захватывающих панорам раскрывается - каждый день вижу, во многих жж-комментариях наблюдаю, при любой встрече с Биламами на улице, в форуме, в очереди перед окошком банка. Да не буду. Скажут еще – ты чего, пятигорский, сегодня разошелся? А где твой имидж мирного еврея?
И нечего ответить в оправдание. Ведь не оправдаешься же тем, что я сегодня трижды рассказывал с экрана, что такое каль-вахомер.
Ответили братья гонцу Йосефа (Б. 44:8): "Деньги, которые мы нашли в своих сумках, вернули тебе из страны Кенаан. Тем более, не можем ничего украсть из дома твоего господина". Раши спрашивает: извините, но где тут каль-вахомер?[1]
Вы знаете? Вот и расскажите об этом пустому экрану за три попытки по десять минут.
** **
А вы говорите, аналогия с Биламом "не канает". – Любим-любим, еще как любим.
[1] Мудрецы постановили ("Бава Кама" 113b): "Красть у неевреев запрещено (как и у евреев), но вещи, ими потерянные, разрешены нам для пользования".
Если деньги, найденные братьями в сумках, считать потерей неевреев, то рассуждение вполне логичное: мы вернули вашу потерю, хотя имели право не возвращать, – тем более не можем украсть. (Ах да, чуть не забыл. Сегодняшний урок назывался "Возвращать потери неевреям".)