r5gor: (Default)
[personal profile] r5gor

На тему недельного раздела "Вайеце" есть одна удивительная драша, выстроенная по тексту Раши. Схема ее такая: из слов Торы о том, что Эсав (брат Ицхака) взял в жены дочь Ишмаэля (дядя Эсава), она же – сестра Невайота, следует, что Яаков 14 лет провел в ешиве, прежде чем пошел к Лавану за своими женами. Как это следует и откуда мы приходим к такому удивительному выводу (а также – какой практический вывод мы можем отсюда сделать для себя) – об этом читайте здесь.
На тему Хануки – весьма нестандартный и очень короткий текст – читайте
здесь.

А теперь итоговая резолюция симпозиума, который мы сегодня провели вместе с учениками. Тема: "Меценаты и отношение к ним". Пишу вкратце. Всем известно, что есть два особых вида испытаний – испытание бедностью (а иногда даже нищетой) и испытание богатством.

Бедность неприятна, порой необычайно трудна – но, более-менее, почти все привыкли с ней справляться. По крайней мере, она не является той причиной, на которую человек может сослаться, оправдываясь в неблаговидных поступках. (Мы не говорим о случаях, когда бедность толкает на преступления. Давайте останемся в рамках цивилизованных людей.)
Но не таково испытание богатством, а именно: поскольку богатых людей (по настоящему богатых) меньше, чем людей нищих или даже среднего класса, то отсюда следует, что испытание богатством не всем по плечу. В то время как известно, что Всевышний дает человеку только те испытания, которые он может (на данный момент) выдержать. Короче говоря, далеко не каждый может выдержать испытание богатством. Вот, вроде бы, и вся новость.
И, кажется, все тут просто и ясно (кроме деталей, за которые меня еще покритикуют в комментариях – или не покритикуют). Однако вот вам настоящая новость! Если вы решили, что сказано было об испытании самого богача (дескать, не каждый с такой ролью справится), то знайте, что еще большая опасность подстерегает тех, кто того богача окружает.
К слову, так было однажды в моей жизни: побывал я у одного очень и очень богатого человека за границей (в качестве учителя). И однажды он мне как бы ненароком посетовал на то, что у него нет ни друзей, ни хороших знакомых. Даже жена и дети – а остальные тем более – смотрят на него как на денежный мешок (его выражение). Вокруг, как он огорченно выразился, сплошная пустыня! - Испытание пустыней.
Помню, я тогда еще подумал: а я? как я отнесусь к известию о том, что мой старинный друг, кореш, тот, с кем мы были не разлей вода, стал богачом? Например, мне вдруг говорят: "давно Серегу не видел?" Я отвечаю: "давно". – "Так вот, он сейчас войдет, но знай, что он миллионер". – "Да ладно вам, – улыбаюсь я. – Серега и вдруг миллионер. Да он у меня все контрольные списывал." – "Точно-точно, – уверяют меня, – чисто Рокфеллер". И входит Серега. После пяти минут он так и сознается: "да, дружище, я теперь богач, настоящий богач, что хочу – то и куплю".
И я ловлю себя на мысли, что мое отношение к нему резко меняется. Был друг, а стал миллионер. Не обязательно так произойдет, но есть очень большая вероятность! Что точно знаю, так это одно – живут такие люди в окружении не столько зависти (хотя и не без этого), а в атмосфере особого, плохо скрываемого обожания – как люди, которые покинули разряд обычной публики. На состоятельных людей многие смотрят именно как на деньги. Живые деньги! И эти люди-деньги, оказавшись в такой пустыне, могут, отчаявшись, начать покупать себе друзей, любовь, счастье и прочие расхожие вещи. Для них теперь – расхожие и покупаемые (как им кажется).
К чему я все это веду? А к тому, что не всем дано такое испытание – богатством. Почему? Потому, что (1) богатым трудно выжить в пустыне и не потерять обычное человеческое лицо (а могу сказать по-другому – не потерять счастье), (2) людям, общающимся с богатыми, трудно – не естественно – не комфортно – не по себе. Они как бабочки, летящие на свет: и покинуть пламя нельзя, и не сгореть в нем трудно. Некоторым из "бабочек" везет – они получают или деньги, или надежду на деньги. Но почти всегда сгорают дотла или, обгорев со всех сторон, несутся прочь, когда пламя потухнет (если потухнет).
Короче говоря, находиться в окружении богатого человека – очень сильное испытание, которое называется "не дай Бог".
И если вы скажете, что тут нет ничего плохого – "деньги или хотя бы надежда на них", отвечаю: ну да, ничего плохого, даже наоборот – здорово. Если при этом суметь остаться человеком, который не разучился любить людей. Не уверен, что видеть вместо друга мешок с деньгами называется любовью. (То же самое о приятеле, муже, соседе и пр.)
Такой вот симпозиум, город Москва, пустыня для избранных бабочек.

Date: 2009-11-23 10:21 pm (UTC)
From: [identity profile] wolohov.livejournal.com
Спасибо, очень интересно! действительно никогда не задумывался что испытание богатством не только для самого богача.

Date: 2009-11-23 10:33 pm (UTC)
From: [identity profile] r5gor.livejournal.com
так мы сами подпрыгнули.))

Date: 2009-11-23 11:26 pm (UTC)
From: [identity profile] aphar.livejournal.com
Заподозрить авторов молитвы в том, что они изначально задумали составить ее таким образом, чтобы гиматрия оказалась равной 1174, трудно. Ибо можно задумать, но как выполнить? Поверьте – немыслимая задача.
Не верю. Любой способный ребусник такое делает на раз.
Задачка на уровне "из чисел 1,5,6,8 использованных ровно один раз каждое, получить 48 четырьмя арифметическими действиями".

В сидуре пиютов с разными аллитерациями - пруд пруди.
Это что, тоже "не нарочно"?

Мне кажется, Вы создаёте ненужные сущности.

Date: 2009-11-24 12:07 am (UTC)
From: [identity profile] r5gor.livejournal.com
ваша воля, но я их не создаю, а перевожу.
И еще: мне кажется, что это не просто задача на составление ребуса. Тут как бы надо еще и глубокий смысл получить от финальной фразы ребуса.
Впрочем, я не настаиваю. Каждый видит ту сущность, какую хочет видеть: один нужную, другой ненужную.

Шолом

Date: 2009-11-24 12:31 pm (UTC)
From: [identity profile] dod72.livejournal.com
Спасибо.С удовольствием читаю Ваши сипурим.Испытание действительно великое как поётся в песне -"Иногда богаче нищий,тот кто не успел скопить".Этот мир материя-поэтому материален,Аулям Аба-рухани.Но с увереностью могу сказать,что Вы богаче вашего друга,вон сколько Вас читателей.)))Филосф сказал-"Хочешь увидеть настоящее лицо человека,дай ему власть(я добавил -деньги),что практически одно и тоже. Вы ещё в москве?

Re: Шолом

Date: 2009-11-24 12:45 pm (UTC)
From: [identity profile] r5gor.livejournal.com
спасибо за отзыв. Читателей у меня как раз не много. Но все мне ценны!
Да, в М. До воскресенья.

Date: 2009-11-24 05:29 pm (UTC)
From: [identity profile] bogsvamy.livejournal.com
помню ощущуение когда у меня в деле был какой-то несчастный лимон баксов. Это как электрон на более высокой энергетической орбите, непрестанное усилие. И только когда все это выбрасывается во вне, чувствуешь себя на своем месте. Я к тому, что быть богатым, таки, не естественное состояние. Во первых это нарушение, относительно в "...в поте будешь есть хлеб свой...", то есть просто грех. Ну, и что еще хуже, это соблазн подменить Творца, стать "благодетелем" (тот же меценат)и управлять судьбами людей. Мо и прав Эрик который Фромм - " или быть, или иметь"

Date: 2009-11-24 09:06 pm (UTC)
From: [identity profile] r5gor.livejournal.com
интересное замечание, спасибо. У меня лимона не было - но могу представить себе такую сцену, когда мне с лимоном в руках очень и очень плохо.))
Интересно, Э.Фром это написал тоже по догадке или у него все-таки был "богатый опыт"?

Date: 2009-11-25 12:24 am (UTC)
From: [identity profile] 24816.livejournal.com
Наверное это зависит от склада xарактера и те кому нравится показуxа роятся вокруг успешныx и обеспеченныx. Но люди другого склада вряд ли сильно поменяются от такого соседства.
Xотя, вспоминаю, что одно время, когда была большая разница в уровне жизни между Россией и Америкой, это немного повлияло на старыx друзей (смягчило теx, кто считал себя ниже и придало уверенности тем кто чувствовал что знает и может больше).

Date: 2009-11-25 06:31 am (UTC)
From: [identity profile] r5gor.livejournal.com
согласен, но мне кажется, что это все-таки некое (не всегда маленькое) испытание. Кто-то его выдерживает (укрепляя характер, о котором вы пишете), а кто-то ломается. Я видел, как люди необычно резко меняют свое поведение вблизи состоятельных персон или начальства, или представителей власти. Причем это какое-то внутреннее изменение, а не ситуационное. Впрочем, вы правы, все зависит от человека.
Свой пост написал только с одной целью - чтобы заметить: осторожно. Испытание, тест!

по теме

Date: 2009-11-25 08:49 am (UTC)
From: [identity profile] doloygolus.livejournal.com
А вот еще по теме:
"Сказано в Талмуде:

«Берегись глухого, дурака и ребенка: они могут обидеть безнаказанно, а их обижать нельзя.
– По правде говоря, к этому надо было бы добавить и богача, – говорил рабби Шнеур-Залман из Ляд. (Источник www.chassidus.ru)

И еще по теме

Date: 2009-11-25 08:56 am (UTC)
From: [identity profile] doloygolus.livejournal.com
Говорил р. Арье-Лейб, «дедушка из Шполы»:

– Пьяницу, который буянит на улице, связывают по рукам и ногам и отправляют в чулан проспаться. Вора, пойманного на улице, с почетом отводят под белы руки в кутузку. Грабителя, если попадется стражам города в руки, заковывают в цепи. А убийца гуляет по улицам, губит горожан одного за другим, разрушает семьи и посылает людей убивать друг друга, и никто не ловит его и не заковывает в железа.

– О ком ты, говоришь, рабби?!

– Это кошель, полный золотых монет.

Взято с сайта Хассидус.ру

И снова

Date: 2009-11-25 09:07 am (UTC)
From: [identity profile] doloygolus.livejournal.com
Один из богачей города Нейштадт, Моше по кличке Кошель, смотрел на всех свысока:

– Что мне мудрецы и мудрость, что мне праведники и праведность! Весь мир я могу купить за деньги.

Когда его слова передали раби Яакову, он сказал:

– Не знаю, стоит ли тратить деньги на покупку «всего мира». Я бы посоветовал ему приобрести немного бедности. Впридачу к этому товару всегда дают скромность и здравый смысл.

Re: И снова

Date: 2009-11-25 03:30 pm (UTC)
From: [identity profile] r5gor.livejournal.com
спасибо, Моисей. Шли еще.

Re: И снова

Date: 2009-11-27 11:28 am (UTC)
From: [identity profile] moishederunov.livejournal.com
Обязательно... что накопаю, все вам
(deleted comment)

Date: 2009-12-06 09:41 pm (UTC)
From: [identity profile] r5gor.livejournal.com
(Спасибо)

Date: 2009-12-21 07:01 am (UTC)
From: [identity profile] abizdox.livejournal.com
Очень понравилось Ваше определение Москвы :-))
Я недавно у Вас в журнале, но очень рад тому, что попал к Вам

Date: 2009-12-21 08:18 am (UTC)
From: [identity profile] r5gor.livejournal.com
спасибо.

Date: 2010-07-05 09:45 am (UTC)
From: [identity profile] shimonb.livejournal.com
Рав Реувен, а как Вам идея, часто встречаемая в определенных хасидских кругах СНГ, что богатство даётся Свыше как знак особой отметки человеку от Творца. И логика такая: раз Он их выбрал, значит и мы должны их особенно уважать, ценить, и оказывать почести в меру возможного.

я уж не говорю о том, как многие раввины относятся к спонсорам общины = явно выделяя их особым отношением по сравнению с остальной публикой...

Date: 2010-07-05 10:07 am (UTC)
From: [identity profile] r5gor.livejournal.com
ну что ж, эта тема стара, как мир. Понятно, что к спонсору надо относиться с уважением. Благодарность за помощь - важное и обязательное качество каждого человека.
Насчет особой "выделенности" богатых людей с Неба - не знаю. Есть в этом что-то! Хотя существуют мнения.))
Вот, что касается власти - то это точно - особый знак свыше. Поэтому мы даже произносим особую браху на царей - в том числе гойских.
Но браху на богачей - о таком не слышал.))

Date: 2010-07-05 10:32 am (UTC)
From: [identity profile] shimonb.livejournal.com
спасибо.

кстати, это идея- придумать браху в стиле "Сотворивший олигархов и магнатов, которые жертвуют на нужды святой общины..." :):)

Date: 2010-07-05 10:36 am (UTC)
From: [identity profile] r5gor.livejournal.com
ндБ, тогда получится, что у них нет награды (х.-ве-х.).
Page generated Jul. 10th, 2025 02:02 am
Powered by Dreamwidth Studios