r5gor: (Default)
[personal profile] r5gor

Новорожденному дали имя в Израиле – Менахем-Юда бен Яаков-Исроэль.

Слова Торы говорили за столом многие мудрецы. Общим лейтмотивом была уверенность, что Машиах близок. По этому поводу хочется сделать два замечания. 

Первое.

В ЖЖ, в его еврейском секторе, прошло сразу несколько обсуждений темы прихода Машиаха. Одна из пока последних – тут.

Рав Каневский, шалита, дал очень простое обоснование тому, почему этот приход следует считать близким. Он сказал: чтобы приветствовать Машиаха в чистоте, надо очиститься от проступков, а это и есть страдания, которых в наше время стало много больше, чем раньше[1].

Обычно на подобных обсуждениях возникают два темы. (1) О каких страданиях можно говорить, если евреи ныне живут припеваючи? (2) Сколько можно обсуждать сроки прихода Машиаха, когда нам вот уже 20 столетий твердят "скоро, скоро"? Некоторые так и пишут, не стесняясь (точная цитата): "Слышали мы уже это. Много раз. Ещё со времён Гемары".

Коротко по пунктам.

(1) Страдания. Да, таких, как у нас, еще никто из предыдущих поколений не видел. Потому что самая великая беда приходит не тогда, когда ты вместе со своими детьми идешь на смерть (ндБ), которую приготовили тебе враги-антисемиты. А самое ужасное, что может произойти, – когда ты готов, если надо, пойти на смерть, когда ты с таким трудом вернулся к Торе и теперь ни за что не отпустишь ее из своих рук – а твои дети (Ашем спаси и укрой) стоят в стане твоих врагов и хладнокровно наблюдают за твоей агонией. Ибо они от Торы ушли. Они бросили тебя, твое еврейство, твою Тору, они вышли из игры.

Некоторые в этом никакой трагедии не усматривают и продолжают возражать как ни в чем не бывало: "Сегодня наше положение, по всем параметрам, в тысячу раз лучше, чем тогда" (имея в виду гайдаматчину и Катастрофу).

Хуже, намного хуже. И именно у этих, извините за выражение, учителей.

(2) Что касается сроков прихода Машиаха, так тут возникает странная картина. Почему-то многие его ждут (если ждут), как другие поджидают почтальона с телеграммой[2]. Телеграмма должна прибыть, мы ее с нетерпением ждем, она вот-вот появится, но – почтальон не идет, калитка не распахивается, колокольчик при входе не звенит весело.

Пассивное ожидание. Кто сказал, что оно должно быть именно таким?

Сообщается, что Машиах придет вот уже сейчас! Раби Акива возвестил. В Талмуде воскликнули: Машиах уже родился, он в дороге. Рав Каневский, шалита, говорит: поверьте, он уже совсем близко.

А мы выглядываем во двор – и вот она, калитка, никто ее не открывает. - Да кто, спрашивается, должен ее открыть?!

На самом деле приход Машиаха зависит от нас. От того, что мы делаем. Если сделали, что надо, – он уже пришел. Если приготовили себя – он уже с нами. Что нужно сделать? Да всего-то три вещи.

(а) Взять на себя исполнение заповедей. Не на дядю чужого взять, не на тетю – а на себя.

(б) Быть готовыми к страданиям. Реальным, физическим (ндБ), пусть они пройдут мимо, – но быть готовыми к ним, говоря себя: а чем наше поколение заслуженней тех, что жили в голоде и были вечно избиваемы и гонимы?

(в) Изменить свои качества. Реально их переделать, улучшить, приспособить для жизни среди евреев, а не против евреев. Перестать "чинить" других, прекратить вести с ними споры ради споров, огрызаться и грубить, в том числе здесь, в еврейском секторе ЖЖ[3].

Были поколения, когда евреи готовы были принять Машиаха, но их руководитель, избранный на эту роль, не был готов в силу ряда причин. Были эпохи, когда Машиах готов был прийти, но народ не был готов его принять.

Так или иначе, обещание, что он близок – всегда с нами. Осталось перестроить себя к его приходу. Не других, а себя.

*  *

Второе замечание.

Тора требовательна. Она хочет, чтобы мы были праведниками. Настоятельно требует этого от нас. Она с нами разговаривает, будто мы уже праведники.

Давая нам законы, она исходит из того, что мы их принимаем. Указывая на запреты, ждет от нас готовности их не нарушать. Пересказывая нам эпизоды из жизни праотцев, Тора беседует с нами таким тоном, будто у нее нет сомнений в том, что мы понимаем, насколько праведными людьми были наши праотцы и праматери.

Творец поместил человека в Ган-Эден, в рай. Суббота, которая должна была наступить, знаменовала собой начало настоящего Диалога с Всевышним. Ни в чьи планы не входило, что человек оступится и упадет. И он упал! По своей воле опустился и лишил себя того Диалога.

Творец не бросил Своего создания. Он помогает ему выбраться из глубокой ямы. И рано или поздно человек снова вернется на прежний уровень – в Ган-Эден. И тогда наступит Суббота – и произойдет Диалог.

Для этого задуман мир, для этого сделаны люди.

Та жизнь, которой живем мы – всего лишь подготовительный класс, вылезание из ямы, трудные роды.

Мы выше и благороднее того образа, который сами себе создали. Нас приготовили жить совсем на другом, серьезном уровне.

Только тогда и начнется то, ради чего нас создали. И праведность людей – всего лишь необходимое для того условие.

Простая иллюстрация. Испанцы приехали в открытую ими Америку и ужаснулись жестокости индейцев, которые убивали друг друга десятками тысяч, ведя колонны себе подобных на заклание на своих пирамидах. Если бы мы прибыли в Испанию той поры, мы бы ужаснулись уже европейской жестокости, когда людей тысячами убивали на кострах инквизиции. Если наши потомки посетят нас в наши дни, они ужаснутся нашей жестокости, когда люди убивают друг друга словами с легкостью и играючи.

Каждое поколение и народ живут на своем уровни дикости и цивилизованности. Наш уровень не самый высокий. А Творец хочет от нас самого высокого.

Ибо именно на этом высочайшем уровне нравственности и начнется самое интересное – наша работа, наша служба, наш Диалог с Творцом.

*  *

Так что, Машиах близок. Это наше с вами и всего мира появление на свет – сейчас и теперь. А потом сразу же – через восемь дней – брис и Диалог (что на нашем языке называется вступлением в союз Авраама-авину). Всем мазаль-тов!



[1] Страдания искупают грехи. См., например, здесь. Третий знак, полученный Моше, когда Всевышний отправил его в Египет спасти евреев.

[2] Кому не нравится аналогия с телеграммой, может сидеть и ждать смс-ку. Или куковать рядом с электронным ящиком, из которого ничего, кроме спама, не сыпется.

[3] А если вы скажете – вот с себя и начни – так я и начал. И никого не учу. А только тех, кто сам ко мне пришел и попросил: научи нас тому, чему сам научился. Совсем не много я знаю, но иногда больно видеть, как некоторые вредят себе, без уважения и почтения разговаривая с другими. Так и говорят: "этот человек не заслуживает почтения". – На что ему можно возразить: заслуживает! Любой человек заслуживает уважение от меня, даже если он ошибся и не умеет себя вести, и сам на меня нападает, и сам нарушает самые элементарные правила еврейского поведения. Он – пусть, а я не смей. (Если я, конечно, готов к такому совету.)

Омейн!

Date: 2010-07-27 05:46 pm (UTC)
From: [identity profile] rivka-ch.livejournal.com
И это вам мазл тов!:) И только нахеса вам от ваших детей и детей детей и вашим детям - от Менахема Юды и других их детей!

Речь прочувствованная, за душу таки берущая, спасибо.

Re: Омейн!

Date: 2010-07-27 05:48 pm (UTC)
From: [identity profile] r5gor.livejournal.com
спасибо за поздравление. День не легкий, это правда. Ну так и здорово!)

Date: 2010-07-27 05:54 pm (UTC)
From: [identity profile] http://users.livejournal.com/_krishulya_/
Примечание №3 - ох, тяжело это.

Date: 2010-07-27 06:09 pm (UTC)
From: [identity profile] r5gor.livejournal.com
не то слово!))

(no subject)

From: [identity profile] http://users.livejournal.com/_krishulya_/ - Date: 2010-07-27 07:50 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] r5gor.livejournal.com - Date: 2010-07-27 10:12 pm (UTC) - Expand

Date: 2010-07-27 06:01 pm (UTC)
From: [identity profile] moishederunov.livejournal.com
Спасибо за пост. Немножко тривиально, но навело на нужные мысли.
Можно сделать замечание? То что брит у вашего внука понял только из комментов, мне кажется то неправильно

Date: 2010-07-27 06:06 pm (UTC)
From: [identity profile] r5gor.livejournal.com
Да я вроде пишу об этом уже несколько дней. На обоих своих блогах.))
Напр. тут: http://r5gor.livejournal.com/61241.html
Edited Date: 2010-07-27 06:19 pm (UTC)

(no subject)

From: [identity profile] moishederunov.livejournal.com - Date: 2010-07-27 06:21 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] r5gor.livejournal.com - Date: 2010-07-27 06:24 pm (UTC) - Expand

Date: 2010-07-27 06:16 pm (UTC)
From: [identity profile] r5gor.livejournal.com
вот ты, Моисей, говоришь, что это тривиально. И я с тобой согласен. Но не странно ли, что и как обсуждается на теме Машиаха? Мол, "сколько ждать-то?"
Не удивительно ли, как люди беседуют друг с другом, в каком тоне?
Если все так тривиально, то почему те, что направо и налево сыпят цитатами из ША и ТБ, МБ и Т, почему они походя позволяют себе обидеть и нахамить, унизить и презреть? Я не про себя - мне нельзя нахамить, возраст не тот. Но они-то зачем учат Тору? "Что им Тора и что они Торе?"
Не осуждаю, а просто удивляюсь. Ведь тривиально же - что надо быть лучше и праведнее. Согласен? Спасибо.))

(no subject)

From: [identity profile] moishederunov.livejournal.com - Date: 2010-07-27 06:19 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] r5gor.livejournal.com - Date: 2010-07-27 06:23 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] moishederunov.livejournal.com - Date: 2010-07-27 06:25 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] r5gor.livejournal.com - Date: 2010-07-27 06:35 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] moishederunov.livejournal.com - Date: 2010-07-27 06:36 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] r5gor.livejournal.com - Date: 2010-07-27 06:38 pm (UTC) - Expand

Date: 2010-07-27 06:16 pm (UTC)
From: [identity profile] nitka-g.livejournal.com
Мазл тов!
И спасибо за мусар.

Date: 2010-07-27 06:17 pm (UTC)
From: [identity profile] r5gor.livejournal.com
И вас спасибо за тов-де-мазл.))

Мазл тов!

Date: 2010-07-27 06:38 pm (UTC)
From: [identity profile] reb-arie-leib.livejournal.com
А перепост в сообщество не сделаете, если уж не в виде комментария к моему посту, так в виде отдельного сообщения?

Date: 2010-07-27 06:43 pm (UTC)
From: [identity profile] r5gor.livejournal.com
тода.
Так вроде там стоит ссылка на ваш пост. На слове ТУТ, в самом начале.

(no subject)

From: [identity profile] reb-arie-leib.livejournal.com - Date: 2010-07-27 06:51 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] r5gor.livejournal.com - Date: 2010-07-27 07:05 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] reb-arie-leib.livejournal.com - Date: 2010-07-27 07:27 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] r5gor.livejournal.com - Date: 2010-07-27 08:33 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] reb-arie-leib.livejournal.com - Date: 2010-07-27 09:12 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] r5gor.livejournal.com - Date: 2010-07-27 09:22 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] reb-arie-leib.livejournal.com - Date: 2010-07-27 09:26 pm (UTC) - Expand

Date: 2010-07-27 06:40 pm (UTC)
From: [identity profile] aleiner.livejournal.com
מזל טוב!

Date: 2010-07-27 06:43 pm (UTC)
From: [identity profile] r5gor.livejournal.com
תודה

Date: 2010-07-27 06:41 pm (UTC)
From: [identity profile] eli-me.livejournal.com
Mazal Tow! LeHupe, leTojre, leMaasim Tojvim! :)

Date: 2010-07-27 06:44 pm (UTC)
From: [identity profile] r5gor.livejournal.com
תודה ואמן

Date: 2010-07-27 07:01 pm (UTC)
From: [identity profile] uri-superfin.livejournal.com
По первому пункту.
Было такое. И похуже. И этим наше поколение совсем не отличается. А те, кто стоит вовне и т.д., сегодня не великие личности, а просто заблудшие овцы, бежавшие наружу часто по простой причине. Как правило, не идеологического происхождения.

Date: 2010-07-27 07:50 pm (UTC)
From: [identity profile] mrakobez.livejournal.com
и похуже, и неоднократно даже за последнюю пару сотен лет. еврейство Германии, еврейство СССР, еврейство Америки...
создается, скорее всего, неправильное впечатление, что Машиах освобождается от балласта эрев-рав приобретенного при выходе из Египта

Date: 2010-07-27 07:14 pm (UTC)
From: [identity profile] zayka66.livejournal.com
Мазаль Тов! Ле Тора, ле Хупа , ле Маасим Тойвим!

Date: 2010-07-27 07:17 pm (UTC)
From: [identity profile] r5gor.livejournal.com
мамаш тода раба!))

Date: 2010-07-27 09:20 pm (UTC)
From: [identity profile] zushe.livejournal.com
Во-первых, мазл-тов! Да пребудет воля Всевышнего, чтобы вы удостоились вырастить Менахема-Йеуду для Торы, хупы и добрых дел!
Во-вторых, должен скорее согласиться со скаптиками. Но скептиками по поводу прихода Машиаха ндБ, а с теми кто скептически относится к бедам поколения. Хотя вопрос, конечно же, очень личный.
Однеко, Машиаха можно и нужно ждать не только - и не столько! - когда плохо. Машиах нам нужен чтобы вернуться к себе, своим духовным корням и своему истинному духовному и физическому уровню, а не чтобы выплатить машканту и разбить Ахмадинеджада. И даже не для того, чтобы вернуть заблудшие души в еврейский стан - это наша обязанность, а не Машиаха.
А что ожидание Машиаха - ОЧЕНЬ активное занятие - согласен на 200%! Да и Рамбам не стал бы включать пассивный пункт в свои Основы Веры, являющиеся частью книги по ПРАКТИЧЕСКОЙ Алахе.
С предложенными Вами способами согласен полностью. А вот не является ли декларация "учу только тех, кто сам пришел" чистоплюйством... ладно, Вы же понимаете что на сей счет мы вряд ли договоримся. :)

Date: 2010-07-27 09:31 pm (UTC)
From: [identity profile] r5gor.livejournal.com
Во-первых, амен и амен!
Во-вторых, очень рад вашему посту, господин Векслер, как и каждому вашему заходу в мой блог.
В-третьих, про беды поколения оставим. Временно.))
В-четвертых, про активность ожидания. Это, как заявил один товарищ выше, тривиально. Но почему-то на обсуждениях мало кто об этом говорит. Все почему-то хотят получить Машиаха в готовом виде и красивой упаковке.
В-последних, про чистоплюйство. Это отдельная тема - преподавание вообще, кирув в частности (я, например, не считаю себя кирувником. А просто меламед.)
Но продолжаю понимать свою работу - как ненавязчивую. Ибо наше поколение не любит навязчивостей. Единственный способ - только примером. И в семье, и в школе, и в хейдере. Другого нет!
Поэтому и говорю: только с теми разговариваю, кто сам пришел за советом. (Хотя иногда отвечаю, что не знаю.)

(no subject)

From: [identity profile] zushe.livejournal.com - Date: 2010-07-27 10:53 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] r5gor.livejournal.com - Date: 2010-07-28 12:02 am (UTC) - Expand

Date: 2010-07-27 10:09 pm (UTC)
From: [identity profile] abrashag.livejournal.com
я что-то пропустил. мазлтов! мазлтов!

Date: 2010-07-27 10:11 pm (UTC)
From: [identity profile] r5gor.livejournal.com
и вам тода.

Date: 2010-07-28 03:42 am (UTC)
From: [identity profile] 24816.livejournal.com
Да пребудет воля Всевышнего, чтобы вы удостоились вырастить Менахема-Йеуду для Торы, хупы и добрых дел!

Date: 2010-07-28 07:25 am (UTC)
From: [identity profile] r5gor.livejournal.com
амен и амен, спасибо.

Date: 2010-07-28 03:57 pm (UTC)

Date: 2010-07-28 03:59 pm (UTC)
From: [identity profile] r5gor.livejournal.com
תודה

Date: 2010-07-28 11:24 pm (UTC)
From: [identity profile] ykh.livejournal.com
Во первых - ещё раз мазал тов, мазал тов, и как привели его в брис - завет со Всевышним, так пусть удостоитесь привести его к Торе, Хупе и добрым делам, чтобы его родители послужили примером того, что сказано "отец не завидует сыну" (в смысле, чтобы был для этого повод), чтобы он стал для всей семьи и для всех евреев источиком утешения (Менахем) и поводом, чтобы благодарить Всевышнего (Юда).
Главные беды поколения, которых, ИМХО, ИМХО, ИМХО, в предыдущих не было в таком размере - это отсутствие великих учителей Торы, общее какое-то потребительское отношение к йидишкайт (нет Тойро лишмо, даже там, где изучают её день и ночь и живут если не впроголодь, то достаточно бедно).
Шломо-амелех сказал, что это глупость - причитать о том, как сейчас хуже, чем раньше, но раз уж речь зашла...
Что же касается Мошиаха, мы должны и обязаны делать всё, что можем и ещё больше. Но нельзя при этом допускать, ИМХО, чтобы это выражалось в отношении "пока мы не сделали, не придёт". Он должен быть тут уже позавчера.
Когда нам физически хреново, хас вешолом, мы умоляем Всевышнего помочь сразу и сейчас. Хотя может быть куча причин, почему так происходит. Но это мицва - умолять Всевышнего о своих нуждах. Ну так надо, чтобы в Мошиахе была такая нужда. А для этого надо учить о нём больше, поскольку "мозг управляет эмоциями по своей природе", и это изучение приведёт к тому, что и эмоции разогреются.
И это не отрицает необходимости делать всё остальное.
Что же касается методов кирува (это по поводу вашей дискусси с Александром), что-то годится одному, что-то другому, главное, что все евреи должны всё соблюдать, а с чего начнётся путешествие - не важно. Одного - примером, другого - интеллектуальным разбором, третьехго - историями о чудесах и т.д.

Date: 2010-07-29 07:13 am (UTC)
From: [identity profile] r5gor.livejournal.com
1. Яшар-коях. Поздравление глубокое и ч.н. обоснованное, спасибо.
2. Про беды поколения согласен. О том, что надо просить Машиаха прийти уже сейчас, в принципе, тоже. Но это, как молитва, когда мы просим спасения даже ценой чуда: тем самым мы объявляем о своей готовности это чудо потом оплатить. А сейчас дай авансом! (Сказала: апаам одэ, в этот раз возблагодарю Ашема. Объясняют: ей не полагалось четвертого сына, поэтому благодарила. И раз не полагалось, значит, дана награда за будущее. В этом вся природа Юды - благодарность за то, что будет.)
3. Про методы тоже все в порядке. Но и здесь добавлю: только чтобы урок не превращался в говорильню, когда нет никакого практического результата. Поэтому учим только ПО ДЕЛУ.
4. Еще раз спасибо. И вам - много радостей в скорейшем времени!

(no subject)

From: [identity profile] ykh.livejournal.com - Date: 2010-07-29 08:50 pm (UTC) - Expand

Date: 2010-07-30 02:01 pm (UTC)
From: [identity profile] ok5733.livejournal.com
Меня долго здесь не заходило... Мазл Тов, это никогда не поздно!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!
(Знаки относятся к мазл тов :))
Много нахеса Творцу, Вам и всем остальным!..

Date: 2010-07-30 03:42 pm (UTC)
From: [identity profile] r5gor.livejournal.com
большое вам тода!!

Profile

r5gor: (Default)
r5gor

May 2014

S M T W T F S
    123
45678 910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jul. 23rd, 2025 11:19 am
Powered by Dreamwidth Studios