Продолжение "Дибука"
Oct. 27th, 2010 12:19 am![[personal profile]](https://www.dreamwidth.org/img/silk/identity/user.png)
Обещал завершить начатое.
Собственно говоря, мне больше по нраву вариант, который почему-то никем не приводится. Импульсивная Дора таки убила Грошковера, и труп старика, занесенный снегом, нашли недалеко от дома. Или не нашли. А так и рассказывают, что реб Грошковер выздоровел от тифа и три года провел в Ковеле, где у него был хейдер, но потом появился в Люблине на хупе своей падчерицы Фейги и Иче-Меера Аша, сына меламеда из Парчева. После свадьбы его видели выезжающим из города по направлению в Демблин, – на этом и пропал, больше о нем ни слуху ни духу.
Простой вариант? Очень. Потому что дибуков не бывает. Заметьте, так говорят старики, не я.
** **
А вот о чем хотелось бы рассказать. Совсем другая история. Хотя тоже на тему мертвых (ибо урок назывался "Истинный хесед", и говорилось на нем о заповеди похорон.)
Известный раввин, раби Йехезкель Аврамский рассказывал, что однажды вечером он находился в доме раби Хаима Соловейчика, когда к тому зашел с жалобой один еврей.
Посетитель сказал, что у него рано утром умерла мать. И в тот же день в городе скончалась другая женщина. Так вот, хевра-кадиша вместо его матери первой похоронила вторую женщину, т.е. поступила не по закону, нарушив известное правило "сначала хоронят того, кто умер первый".
Убитый горем молодой человек сокрушался: теперь пойдут разговоры, что это, мол, неслучайно. Видать, числится за семьей некий грешок, если их покойников отодвигают в конец очереди.
Выслушал его рав Соловейчик и сказал, что должен изучить закон. Взял с полки Рамбама и стал внимательно читать. Обнаружил несколько интересных мест, снова их перечитал. Поднялся и говорит: все понятно, он завтра строго побеседует с хеврой-кадиша. А ему, молодому человеку, совсем необязательно знать, о чем будет беседа, поэтому может спокойно идти домой и сидеть шиву. Он его тоже скоро навестит – чтобы утешить в горе.
Тот и ушел.
А рав Аврамский спрашивает (как ученик учителя): почему это ему необязательно знать, о чем будет беседа с хеврой-кадиша? Он для того сюда и пришел, чтобы выяснить, кто из них прав.
На это рав Соловейчик ответил: "То, что хевра-кадиша совершила ошибку, очевидно. Но должны ли они извиняться перед семьей умершей женщины? И если не извиняются, то может ли сын-сирота обратиться в раввинский суд, чтобы судьи потребовали от них такого извинения?
Так вот, я выяснил, что в суд он обратиться не может. Показываю почему. Мы решаем проблему: почему первого умершего хоронят первым, верно? Ответов может быть только два: или в силу уважения к умершему человеку, т.е. это право умершего – быть похороненным первым. Или – в силу того, что "пришла заповедь – выполни ее". [Означает: когда человек стоит перед двумя заповедями, которые пришли по очереди и на исполнение которых времени вполне хватает, выполнять надо первую.]
Если бы закон, согласно которому первого умершего хоронят первым, Рамбам привел в разделе "Законы траура" (о том, как справляют траур по покойнику), то отсюда бы следовало, что речь идет о праве семьи умершего, и тогда сын может подать на хевру-кадишу в суд.
Но в том-то и дело, что Рамбам поместил этот закон в раздел "Законы похорон", а не в раздел траура. А это уже означает, что указанное правило касается очередности исполнения заповедей: "любую заповедь старайся исполнить сразу", и касается она того, кто исполняет заповедь, а не того, ради которого она исполняется. Вывод: люди из хевры-кадиша не нанесли ущерба чести и достоинству этой семьи, поэтому я и отправил юношу домой"[1].
** **
Не знаю, как вам, но мне такие истории нравятся больше, чем майсы про дибуков.
Хотя про рава Соловейчика с Рамбамом меня никто не спрашивает, верю ли я в подобные раввинские рассказы, а вот про дибуков спрашивают. Ну, не странно ль?