r5gor: (Default)
[personal profile] r5gor

Друг рассказал буквально сегодня. Его знакомый окончательно решил все соблюдать "на полную катушку". Но так получилось, что перед праздниками надо было ему срочно, как он выразился, "срастить концы с концами" у каких-то там питерских бизнесменов. Он по телефону – оставаясь при этом в Израиле – свел их на некую важную встречу, которая могла обернуться крупным выигрышем для всех. И тут начались праздники. А телефон у этого знакомого не отключен, но он решил его не поднимать. И вот раздается звонок из Питера – и по номеру видно, кто звонит, – один из этих бизнесменов. И если он звонит – значит, срочно требуется какая-то помощь, доработка, – надо только ответить. Так вот, этот человек видит звонящий телефон, видит номер абонента – но трубку в руку не берет! Ибо решил начать соблюдать Тору по всем правилам. 

Такая история. А потом он встретил двух незнакомых евреев на улице, прошел мимо, подумал, что надо бы с ними поздороваться, поздравить с еврейским новым годом. Оглянулся – а их и след простыл. На ровном месте исчезли, испарились. Не иначе, как ангелы!

А значит, пришли они его поддержать, сказать: правильным путем идешь, товарищ еврей. Правильно сделал, что превозмог себя с телефонной трубкой, хотя, вполне возможно, и проиграл ты на этом крупные деньги, т.е. не получил выгоды.

И что отсюда следует? – спросил я. А то, что правильным путем идет товарищ еврей, – так мне ответил мой друг про своего знакомого.

И это то, что нам надо делать перед Йом-Кипуром.

А можно так: то ли это на самом деле, что нам надо делать перед Йом-Кипуром?

**  **

Сказано, что надо расти в духовном плане. Сказано, что хорошо бы взять на себя новую заповедь, ту, которую еще не в полную силу выполнял. Например, читать отныне каждую неделю комментарий Рамбана. Или очень серьезно произносить Шма "на постели". И т.д.

Ну да, наверное, это и есть духовный рост. Только вот что, как мне кажется, здесь можно упустить.

Сегодня, в день поста Гедальи, читалась в Минху афтара, отрывок из Пророков. На этот раз из Йешаяу (55:6): "Ищите Всевышнего, пока Его можно найти; взывайте к Нему, пока Он близок. Пусть оставит злодей свой путь, а неправедный человек – свои помыслы, и вернется к Всевышнему, чтобы Тот его помиловал, – к нашему Всевышнему, Который полон прощения".

Рабейну Йона в "Шаарей-Тшува" пишет (в шаар 2, 14), что это сказано о Десяти страшных днях, которые идут от Рош-Ашана до Йом-Кипура. Именно тогда Всевышний к нам близок. Вот в эти дни нам и надо к Нему взывать.

Как взывать? О чем взывать?

Так ведь сказано открытым тестом: "Пусть оставит злодей свой путь, а неправедный свои помыслы". И не сказано: пусть оставит человек свое легкомысленное отношение к чтению Шма "на постели".

Т.е. читать самым серьезным образом Шма на ночь тоже надо, более того – необходимо. Но главная работа человека в эти дни – над своим отношением к людям.

Это и есть "взывание" к Творцу. Это и есть та работа, которую надо сделать перед Йом-Кипуром. А иначе никакого Йом-Кипура может и не быть.

Причем дальше в афтаре написано еще откровенней: "Так сказал Всевышний: стремитесь к правосудию и оказывайте милость… Счастлив человек, который так поступает, и сын человека, который этого придерживается: хранит субботу, не нарушая ее, и хранит свою руку, не совершая никакого проступка".

Суббота приравнивается к "несовершению" проступка! Счастлив тот, кто стремится к правосудию и оказывает милость.

**  **

Повторяю, другой работы у нас нет. Человек может соблюдать всю Тору (как ему кажется), серьезно учиться, повязывать по утрам тфилин с полной самоотдачей, но если он при этом не любит людей – то он полный злодей.

Это важный момент. Разве нет у него заслуги, когда он исполняет другие заповеди (учеба, тфилин, молитва и пр.)? Есть, конечно! Но это заслуги, отнюдь не переводящие его из класса злодеев, про которых сказано: "злодей – и хорошо ему". Кто такой "злодей – и хорошо ему"? Это тот злодей, которому Всевышний дает награду при этой жизни, чтобы с ним расплатиться, но не впустить его в мир грядущий. За что Он расплачивается с ним? За то хорошее (тфилин и пр.), что тот совершил при жизни.

И если мы думаем, что это про других, то рискуем здорово разочароваться. Это о тех из нас, кто не любит людей, а все остальное он очень даже хорошо исполняет.

Вернулся человек домой из синагоги – и нагрубил своей матери. (Пусть даже есть за что. Мать, допустим, действительно вела себя не самым примерным образом). Вот он и злодей.

Зашел человек, который ежедневно учит Талмуд по много часов, в комнату – и бросил другому человеку самую простую реплику: "А вам бы лучше помолчать". (Пусть даже его оппоненту, действительно, в какой-то момент лучше было не говорить того, что он сказал в пылу спора.) Вот он и злодей, у которого, быть может, полно заслуг, но все они – заслуги злодея.

Мир стоит на любви, терпимости, на хеседе. Это то, что внес в него наш праотец Авраам. И с тех пор самая простая заповедь любить своего ближнего, как самого себя, является в этом мире его главной основой. Недаром великий Илель сказал, что обычное правило верного поведения в быту ("Не делай другому того, что противно тебе самому") является всей Торой. А раз так, то все, что противоречит этому правилу, – самое неприкрытое, извините, злодейство.

И если кому-то не нравится это слово злодейство то так написал сам пророк: "Ищите Всевышнего... Пусть оставит злодей свой путь..." Обращается он ко всем: ищите Всевышнего. И тут же указывает, как искать Всевышнего. А именно: пусть злодей оставит свой злодейский путь. Выходит, что он нас всех называет злодеями. Ибо, вроде бы, ни к кому другому не обращается. А значит, пророк называет злодейским любой поступок каждого человека, если этот поступок противоречит тому, чего Всевышний от нас хочет. А хочет Он от нас вполне определенного и конкретного действия: "стремитесь к правосудию и оказывайте милость". Милость это и есть любовь. Вот нам и указан единственный не-злодейский путь милость, любовь, хесед. Все остальные пути - злодейство (не о нас будь сказано).

**  **

Тут на помощь может прийти недавнее обсуждение одной темы. А именно: согласно комментаторам, Нимрод приказал казнить Авраама только после того, как тот выиграл все диспуты у идолопоклонников. Почему не раньше? Второй вопрос аналогичный: сказано, что Шем и Эвер боролись с идолами – но народ своих идолов от этих двух праведников прятал. Почему от Авраама не прятал?

Ответ очевиден (один ответ на оба вопроса). Ничем Авраам не отличался от Шема, Эвера и их учеников. Ничем абсолютно. Кроме одной важной детали: он учил людей хеседу. А Шем и Эвер не учили (иначе мы были бы не народом Авраама, а народом Шема и Эвера). Во всем остальном между ними – полное совпадение.

И теперь понятно про диспуты у Нимрода. Шем и Эвер, встань они на место Авраама, тоже победили бы всех оппонентов – но царь бы их не убил. Он вообще был с Шемом и Эвером отлично знаком – и не убивал их. Потому что они, хоть и выступали против идолов, казались ему безвредными. Ибо народ за ними не шел. Почему? Потому что они не несли людям хеседа. А Авраам нес. И люди шли за Авраамом, привлекаемые именно хеседом. И начинали верить ему – в том числе и по поводу идолов (выкидывая их и сжигая). Вот это для царя было уже опасно.

Другими словами: Авраам да, боролся с идолами – но это было, скорее, его попутным занятием. Нимрод да, приказал его убить – но не за победу в диспуте. Народ да, стремился к Аврааму – но не в силу жесткой программы Шема и Эвера.

А можно еще так сказать: Шем и Эвер критиковали идолопоклонство, но пользы в их критике не было никакой. Поэтому Нимрод не боялся диспутов с ними. Ведь для него, правителя страны, где все держалось на страхе народа перед идолами, ничего опасного в тех диспутах не было. Ни в диспутах с Шемом и Эвером, ни в диспутах с Авраамом. (И нечего удивляться его терпимости. Она была идеологически оправдана.)

Всё для идолопоклонников очень хорошо и нерушимо стоит – пока не придет хесед.
И как только он приходит – народ начинает тянуться к тому, кто его принес, кто ему обучает. Лишь тогда в уши народа входит и все остальное – и про недопустимость идолов, и про кашрут, и про молитвы, и про семейную чистоту со всеми законами. Все абсолютно. А до этого – ничего абсолютно.

**  **

Извините, что я так нудно и пространно все это разжевываю. (Такой характер.) Но это единственная работа, которая сегодня от нас требуется. Так написано в афтаре, которую мы только что читали в пост Гедалии.

Есть среди нас максимально чуткие, отзывчивые и добрые люди. Им можно к своему отношению к людям присовокупить чуточку требовательности. Были стопроцентно добрыми, стали стопроцентно добрыми плюс двадцать процентов требовательности и настойчивости к ученикам и своим детям.

Но в том-то и дело, что в большинстве своем наш народ (я пишу это по-русски) требовательностью и способностью к критике обладает с избытком. Что теперь нам делать? Да ничего особенного: надо от этой требовательности полностью отказаться. Полностью. И только затем заменить ее на стопроцентную доброжелательность. Обратите внимание: не прибавить к жесткости доброты, а полностью отказаться от жесткости. Полностью. И лишь затем, став стопроцентно добрыми, прибавить (на эту "основу") небольшой процент требовательности. Но в основе всего – только любовь и только добро.

**  **

Какую работу ты совершил сегодня, какой духовный прорыв? – Ну как же, сегодня я не взял звонящую трубку, не поговорил с Питером, хотя мне это было очень важно. Меня за такой поступок даже ангелы похвалили.

Спора нет, ты герой. Но теперь пойди и пересмотри все свои отношения с окружающими. До мельчайшей детали. Не с ангелами, а с людьми. И постарайся не быть злодеем (спаси и убереги!), с которым небо поспешит расплатиться в этой земной жизни – например, за то, что в праздник не взял в руки телефонную трубку.

(deleted comment)

Date: 2010-09-13 08:35 am (UTC)
From: [identity profile] r5gor.livejournal.com
успехов вам на этом пути. Он, этот путь, самый сложный из всех. Наши мудрецы считают, что это теперь и есть современная работа в Храме - исправление своего отношения к людям.

Date: 2010-09-13 08:34 am (UTC)
From: [identity profile] mihler.livejournal.com
Прочитав в начале историю про "ангелов и телефонную" трубку, решил расфрендить, но дочитал до конца...

Огромное и человеческое спасибо. :)

А фразу - "Мир стоит на любви, терпимости, на хеседе. Это то, что внес в него наш праотец Авраам. И с тех пор самая простая заповедь любить своего ближнего, как самого себя, является в этом мире его главной основой. Недаром великий Илель сказал, что обычное правило верного поведения в быту ("Не делай другому того, что противно тебе самому") является всей Торой. А раз так, то все, что противоречит этому правилу, – самое неприкрытое, извините, злодейство." - можно разместить у себя в журнале ?

Date: 2010-09-13 08:39 am (UTC)
From: [identity profile] r5gor.livejournal.com
рад, что вам понравилось. Разместить у себя можете все, что сочтете нужным.
А насчет расфрендить - я и не знал, насколько был близок к такому исходу. (Если я правильно понял - расфрендить это перестать общаться?) Пжлста, продолжайте со мной общаться. Мне важно, чтобы вы приходили в мой блог. Чеслово.))

(no subject)

From: [identity profile] mihler.livejournal.com - Date: 2010-09-13 09:43 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] r5gor.livejournal.com - Date: 2010-09-13 09:47 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] mihler.livejournal.com - Date: 2010-09-13 10:16 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] r5gor.livejournal.com - Date: 2010-09-13 10:56 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] mihler.livejournal.com - Date: 2010-09-14 09:27 am (UTC) - Expand
(deleted comment)

Date: 2010-09-13 08:42 am (UTC)
From: [identity profile] r5gor.livejournal.com
о, верно. Надо вставить в статью тег "практикум". Совсем забыл!
И вам спасибо - ваши замечания к моим постам тонизируют (если так можно выразиться) мое желание их писать.))

Date: 2010-09-13 10:12 am (UTC)
From: [identity profile] debora kordover (from livejournal.com)
жестко. но справедливо. и страшно. но ведь нас со всех сторон учат другому -заповеди, алаха, алаха и еще раз алаха-единственный путь к спасению.

Date: 2010-09-13 10:24 am (UTC)
From: [identity profile] r5gor.livejournal.com
так и я о том же. С маленьким пояснением. Алаха требует выполнения заповедей Торы, верно? Заповедь любить людей - из Торы, согласны? В Талмуде написано, что она - основная в Торе. Да и пророк (а это уже Танах) утверждает, что она - главная.
Следовательно, пока мы эту заповедь не исполняем - мы все еще в разряде, извините, злодеев. Это не мой язык, так сказал Йешаяу: "Пусть злодей исправит свои пути". Это и называется - "Ищите Всевышнего".

Date: 2010-09-13 10:39 am (UTC)
From: [identity profile] rivka-ch.livejournal.com
Вернули вы мне угрызения совести, рав Рувен. Кстати, ваши тексты читаются так: "Это не обо мне, не обо мне, хорошо сказано! Не обо мне, ага, не ... ой! Обо мне. И это обо мне". Пересматриваешь с начала и замечаешь, что все - обо мне.
Надеюсь, что это не моя мегаломания, а ваш талант так доходчиво это дело донести. Спасибо.

Date: 2010-09-13 10:45 am (UTC)
From: [identity profile] r5gor.livejournal.com
это вам спасибо - за реактивность и комплиментарность, и за стиль, ага, за него тоже.))
Надеюсь ваше отношение к моим текстам - не в силу моего "таланта доходчиво", а в силу именно ваших качеств.
Как вы сказали - мегаломания? Очень хорошо, именно мегало-, так и надо. Мне кажется, намного лучше станет жить в нашем мире, если все займутся -ломанией своего мега-, а не исправлением чужих мег.

Ой, что это у меня получилось? Все вы виноваты.)) Начитался.
Edited Date: 2010-09-13 10:46 am (UTC)

(no subject)

From: [identity profile] rivka-ch.livejournal.com - Date: 2010-09-13 10:59 am (UTC) - Expand

Date: 2010-09-13 10:45 am (UTC)
From: [identity profile] nomen-nescio.livejournal.com
Хорошо сказано.

Date: 2010-09-13 10:47 am (UTC)
From: [identity profile] r5gor.livejournal.com
спасибо. Все ночь старался.))

Date: 2010-09-13 11:26 am (UTC)
From: [identity profile] pardes.livejournal.com
Спасибо...
Дочитал и так отчетливо увидел себя, точно как в зеркале, что аж страшно стало...
А история в прямом смысле слова потрясающая.
Огромное Вам спасибо рэб Реувен!

Date: 2010-09-13 11:40 am (UTC)
From: [identity profile] r5gor.livejournal.com
это вам спасибо. Кстати, вы про какую историю? С телефонной трубкой? Или про Шема и Эвера?))

Date: 2010-09-13 01:34 pm (UTC)
From: [identity profile] boriska-k.livejournal.com
Спасибо большое за пост (не Гедалья,а этот).

Кажется мне,эта требовательность-еще не до конца ушедшая детскость.Когда есть некий элемент игры-замечать все не соответствующее правилам игры,и тут же указывать на это,причем не замечая их у себя.Недаром же ХаЗа"Ль говорили,что тот,кто замечает энный недостаток у другого-имеет такой же недостаток..
И вот мы я,русскоговорящие ий,говорим ю о требовательности,и осознаем ю,что она есть и у нас меня тоже,а вот как от нее избавиться-без понятия...((

Хорошего года и хорошей записи и подписи во всех положительных книгах!

вы правы

Date: 2010-09-13 11:12 pm (UTC)
From: [identity profile] r5gor.livejournal.com
"требовательность - еще не до конца ушедшая детскость".
Если так, то Ашем требует от нас срочного взросления. Ибо иначе стих в пророке прочесть невозможно. Да и многие другие стихи в Танахе и отрывки в Талмуде.
Согласен, иногда требовательность (к другим людям) необходима. Но это особые случаи (отнюдь не детские). Я о них уже много писал.

גם לך גמר חתימה טובה

Реплика со стороны

Date: 2010-09-13 04:43 pm (UTC)
From: [identity profile] elanorr.livejournal.com
История про телефонную трубку и ангелов великолепна сама по себе.

Но мне вот интересно -а как насчет тех мразей, доброжелательными к которым быть - это все равно, что раскрыть свой дом для грабителей и отдать своих детей насильникам? Я вот могу любить людей. А двуногую мразь не могу...
From: [identity profile] r5gor.livejournal.com
ваш вопрос требует специального рассмотрения. Я его освещал на видео-уроках в Толдот. Здесь отмечу только несколько пунктов.
(1) Надо здорово не ошибиться в оценке другого человека, которого мы поспешили записать в нравственные уроды. Поверьте, тут процент ошибки колоссален и достигает порой 80 процентов.
(2) Если выяснилось, что он таки да, урод, то не всегда он нам и другим людям опасен. Больше половины из них неопасны и не требуют с нашей стороны напряжения. Остается 10 процентов.
(3) Есть по-настоящему социально опасные типы. От них надо защищаться. Но практика показывает, что половина из них опасна и агрессивна только, когда видят нашу на них атаку. Если их обойти стороной, как змею на дороге, они вдогонку не бросятся. А брать на себя роль змеелова (полицейского, воспитателя в детской колонии и пр.)) лучше не. Потому что это специальная профессия. Как врач. Не все же мы врачи!
(4) Остались 5 человек на сто. К ним лучше не ходить. Ибо они живут скорее обособленно, сгруппировавшись в отдельную шайку.
Их не надо ненавидеть, ибо это, как правило, люди с переломанными судьбами и обидой на людей. Т.е. их уродство объяснимо. Их не любили с детства!
Ну так, наученные их примером, будем любить своих детей и свое окружение.
А ненависти не дадим войти в наше сердце. Ибо ненависть разрушает меня, а не объект моей ненависти. - И главное, при встрече с ними мы всегда готовы к отпору.
Как-то так. Хотя там еще полно пунктов и важных деталей. Вывод: надо любить людей. Кроме редких-редких исключений. Но никакого не ненавидеть!

Date: 2010-09-13 04:44 pm (UTC)
From: [identity profile] boringer.livejournal.com
Вот так читаешь про себя любимого и понимаешь, как все проросло внутри и переплелось. Ох как трудна прополка.

Date: 2010-09-13 06:15 pm (UTC)
From: [identity profile] vasily-sergeev.livejournal.com
Замечательно сказано! Снова и снова нужно повторять эту самую суть духовности: только любовь и только добро. К каждому, кто к тебе обращается. Ничем не заменить любовь и добро. Ничья кровь не краснее крови другого. Все мы дети Г-да, каждый зачем-то Им в этот мир призван. И так к каждому и надо относиться - как к Его образу и подобию. :)))
Edited Date: 2010-09-13 06:16 pm (UTC)

Date: 2010-09-13 08:27 pm (UTC)
From: [identity profile] r5gor.livejournal.com
ой, кто это тут дал слабину в адрес религии? Кто это тут нашел в ней хоть что-то полезное и приятное?
- А это мой друг Василий нашел в ней что-то полезное и приятное. Это мой друг Василий скоро порвет со своим темным атеистическим прошлым и перейдет с нами в светлое мракобесное будущее.))

(no subject)

From: [identity profile] vasily-sergeev.livejournal.com - Date: 2010-09-14 04:12 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] r5gor.livejournal.com - Date: 2010-09-14 04:25 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] vasily-sergeev.livejournal.com - Date: 2010-09-14 04:36 pm (UTC) - Expand

Date: 2010-09-13 07:43 pm (UTC)
From: [identity profile] rahdoni.livejournal.com
Вот и опять Ваше занудство крючками по болячкам.

Date: 2010-09-13 08:12 pm (UTC)
From: [identity profile] r5gor.livejournal.com
будет вам скрипеть. Не такие у вас болячки, чтобы мне по ним крючками.))
Вот думаю, запостить все это на Толдот или не стоит?

(no subject)

From: [identity profile] rahdoni.livejournal.com - Date: 2010-09-13 08:14 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] r5gor.livejournal.com - Date: 2010-09-13 08:24 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] rahdoni.livejournal.com - Date: 2010-09-13 09:48 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] rahdoni.livejournal.com - Date: 2010-09-13 08:26 pm (UTC) - Expand

Date: 2010-09-13 10:10 pm (UTC)
From: [identity profile] sau-.livejournal.com
спасибо

Date: 2010-09-13 10:55 pm (UTC)
From: [identity profile] r5gor.livejournal.com
приходите еще. Не исчезайте надолго.))

(no subject)

From: [identity profile] sau-.livejournal.com - Date: 2010-09-14 10:08 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] r5gor.livejournal.com - Date: 2010-09-14 10:49 am (UTC) - Expand

Date: 2010-09-15 06:16 pm (UTC)
From: [identity profile] berez72.livejournal.com
Ну что я могу сказать не занудствуя..лихо сюжет закручен.
Вот только проблема, не хватает то любви на всех.
Вот сосед мыл лестницу и оставил лужу под дверью, нашей дверью.
Все бы ничего, я бы даже не заметил, но дети вернулись с хедера и вся грязь оказалась у нас дома.
Сосед святой человк, перед шабатм помыл пол дома, помог жене, просто цадик.
А мне, что делать?

Date: 2010-09-15 06:42 pm (UTC)
From: [identity profile] r5gor.livejournal.com
"а мне что делать с такими людьми?" - классический вопрос перед ЙК.
Тут нет места. Но коротко можно пояснить, скажем, так. Скажи, Ицхак, а как бы ты отреагировал на то, что твой любимый сын налил лужу соседу под дверь?
Вот здесь, по-моему, и находится ответ на твой вопрос.

(no subject)

From: [identity profile] berez72.livejournal.com - Date: 2010-09-15 07:19 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] r5gor.livejournal.com - Date: 2010-09-15 07:39 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] berez72.livejournal.com - Date: 2010-09-15 09:41 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] r5gor.livejournal.com - Date: 2010-09-15 10:48 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] berez72.livejournal.com - Date: 2010-09-16 09:55 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] r5gor.livejournal.com - Date: 2010-09-16 10:09 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] berez72.livejournal.com - Date: 2010-09-16 10:21 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] r5gor.livejournal.com - Date: 2010-09-16 10:25 am (UTC) - Expand

Date: 2010-09-16 11:28 pm (UTC)
From: [identity profile] shimonb.livejournal.com
спасибо, квод ха-рав.
позвольте Вашу фразу - "Ибо народ за ними не шел. Почему? Потому что они не несли людям хеседа" = повернуть в адрес многих современных религиозных евреев, которые сами по себе прекрасные и достойные люди, но народ (или большинство народа) за ними не идёт. почему? Вы отвечаете. потому что сегодня евреи Торы и заповедей по ряду причин не несут людям хесед, не привлекают им к себе народ. а жаль!

Date: 2010-09-16 11:37 pm (UTC)
From: [identity profile] r5gor.livejournal.com
честно сказать, мне бы не хотелось, обращаясь к читателю моего блога, призывать его осуждать других евреев. Моя цель скромнее - научить человека критически относиться к самому себе. Это в первую очередь. На то нам и дан Йом-Кипур.
Кстати, в том и состоит хесед, которому Авраам учил людей, - в сострадании к другим и в требовательности к себе, а не наоборот. Вы с этим согласны?
גמר חתימה טובה
Edited Date: 2010-09-16 11:40 pm (UTC)

Date: 2010-10-04 02:57 pm (UTC)
From: [identity profile] mrakobez.livejournal.com
извините, что я вмешиваюсь, но в данном контексте фраза "יעזוב רשע דרכו" понимается как "главное чтобы человек был хороший со всеми был хороший" а если аводой зарой baluetsq где еще нарушил - все ерунда.
IMHO так полностью нивелируется значение тшувы, еще раз sorry.
Page generated Jul. 11th, 2025 11:14 am
Powered by Dreamwidth Studios