Допустим, вы
Jan. 19th, 2012 05:29 pm![[personal profile]](https://www.dreamwidth.org/img/silk/identity/user.png)
Допустим, вы, а еще лучше, ваш муж, – крупный раввин (такое бывает). И вот, вашему мужу предложили занять пост руководителя известной ешивы. Это весьма почетно, причем явное повышение, да и экономически много лучше того, что было до сих пор. Допустим.
Единственная сложность – в том, что место там занято. Той ешивой уже много лет управляет пожилой рав, которого собираются уволить. А вас (или мужа) берут на замену. Кто решил? Ну, не важно, совет директоров там, или еще более крупные раввины, откуда нам знать?
И нельзя сказать, что настолько тот рав плох. Тем более, будет натяжкой решить, что, именно из-за нас его увольняют. Нет, скорее всего, его "попросят", даже если мы откажемся от вакансии.
Короче, что будем делать? Какое решение примем на семейном совете? Ввязываемся в историю – или отказываемся от предложения?
** **
Не знаю, как решим мы с вами, но в свое время Моше Рабену сделал свой очень непростой, но весьма показательный выбор.
Смотрите, у любого внимательного ученика Торы не может не возникнуть такой вопрос: если Моше с детства настолько переживал за евреев, страдающих на рабской работе, что всегда спешил им на помощь – и однажды даже сознательно пошел на страшный риск все потерять, когда бросился защищать еврея от атаки туземца-надсмотрщика – да и потерял все окончательно, уйдя в бесславную и далеко не сытую эмиграцию, – если участь братьев ему была важна в самой сильной степени, – то почему он отказался от предложения Всевышнего идти в Египет и вывести народ из рабства?
Мидраши указывают, что Творец уговаривал его семь дней. Но он твердо стоял на своем, отказываясь от такой роли. А ведь в это время евреи страдали и гибли, их мучили враги, их дух падал все ниже и ниже, давно преодолев нижнюю границу отчаяния.
Он что, не понимал, что задерживает их освобождение? Смотрите, чуть позже, когда их надо было выводить, счет шел на минуты, Всевышний чудесно вывел Свой народ за границы Египта за 18 минут, – а тут семь дней непонятного упорства!
Ответ прост и приведен в Мидраше ("Шмот Раба" 3, 16). Сказали мудрецы: ты полагаешь, что Моше проявил упрямство, отказываясь идти? Нет, дело в том, что он не мог нанести урон статусу Аарона. Так сказал Моше: до меня Аарон 80 лет был их пророком и вождем, а теперь я займу его место?!
Откуда мы это знаем? Написано (Йехезкель 20:5): "Я открылся им в стране Египта". Как открылся? Написано (Шмуэль 1, 27-28): "И пришел Б-жий человек к Эли, и сказал ему: так сказал Всевышний: Я открылся дому твоего отца, когда они были в Египте, в доме фараона (!). И выбрал его (т.е. Аарона, твоего прямого предка) из всех колен Израиля – Мне в коэны".
Сказал Моше: и теперь, если я соглашусь пойти и стать руководителем народа – разве это не приведет моего брата Аарона к замешательству, страданиям, боли и обиде?
Получается, что Моше отказывается выполнить постановление Всевышнего только потому, что не хочет доставлять мучений брату . Отказывается исполнить приказ Творца, несмотря на то что каждая минута промедления увеличивает страдания его соплеменников. – Воля ваша, но мне такая "упертость" могла бы показаться весьма сомнительной, когда б не объяснение.
Вот оно. Оказывается, отказ Моше стать народным спасителем основан на простом расчете: если, для того чтобы спасти народ, надо нарушить одно из самых важных положений Торы, запрещающих доставлять страдания другим людям, то это никакое не спасение!
Тора запрещает обижать ближнего. А тем более родного старшего брата . – Что касается освобождения народа – то у Всевышнего есть много вариантов послать кого-нибудь другого. Пусть пошлет не меня, – так сказал Моше.
Итак, Моше во главу всего ставит необходимость крайне бережного обращения с достоинством и честью других людей. Не дай Б. задеть кого-либо или причинить боль. Даже, если это требуется для исполнения заповеди!
Это важно: под видом заповеди не делаем ничего такого, что в результате может обернуться ущербом для нравственности.
Рамхаль по этому поводу приводит высказывание мудрецов (трактат Эрувин 13): "Человеку лучше не родиться, но, коли родился, то пусть "ощупает" (проверит, יפשפש) свои дела; другие говорят: пусть "покопается" в своих делах (проверит, ימשמש)".
Когда разница в глаголах? Читаем в "Месилат-Йешарим" (гл. 3): "В этих двух разных глаголах содержится прекрасное и очень полезное предупреждение. "Ощупать" – значит, исследовать, вникнуть, оценить: хороши ли наши поступки, праведны ли они? "Покопаться" – тоже исследовать, вдуматься, но уже только в хорошие дела: настолько ли они хороши, как нам кажется? Может, у поступка есть не совсем чистая сторона, некий ущерб, недостаточность? Такое пятно, из-за которого мы бы не совершали сего деяния?
** **
Рассказывают, что в одной ешиве решили обратиться к известному даршану, учителю мусара, еврейской этики, с просьбой дать у них урок. Тот испугался: а вдруг это доставит боль тому, кто обычно дает подобные уроки в их ешиве? (Подобный человек называется машгиах, он есть в каждой ешиве.)
Пошел советоваться к раввину Йехезкелю Левинштейну. Тот ответил: наша традиция учит, что, если у нас есть возможность восстановить Храм в Иерусалиме, но при этом будет задета честь хотя бы одного еврея, надо отказаться от возведения Храма.
Рав Левинштейн продолжил: я слышал от одного мудрого человека, что это – очевидный вывод, который следует из самой Торы. Семь дней Моше отказывался исполнить приказ Всевышнего – и согласился только тогда, когда Тот обещал ему, что Аарон в радостью примет его назначение ("И выйдет Аарон и будет радоваться") .
** **
Тем не менее, остается вопрос: неужели из-за боли одного человека надо отказываться от блага для всей общины, тем более – всего народа?
Ответ совершенно неожидан: да!
У нас в истории нет примера более великого и эпического, чем Исход из Египта. Евреи ушли из страшного физического и духовного рабства. Причем роль того, кто повел за собой народ, была поручена Всевышним только одному человеку – пророку Моше, самому скромному из людей, самому подходящему для этой роли – и не только в то время, но и во все эпохи.
Моше был избран – но отказался. Не захотел расстраивать Аарона, своего старшего брата.
Потому что цель не оправдывает средства (אין המטרה מקדשת את האמצעים).
Потому что заповедь не может быть исполнена нарушением!
** **
Добавлю. Можно участвовать в конкурсе на замещение вакантной должности, даже если другие кандидаты, участники того же конкурса, будут расстроены, когда из кандидатуры будут отвергнуты. Но должность изначально должна быть вакантной, т.е. незанятой.
Единственная сложность – в том, что место там занято. Той ешивой уже много лет управляет пожилой рав, которого собираются уволить. А вас (или мужа) берут на замену. Кто решил? Ну, не важно, совет директоров там, или еще более крупные раввины, откуда нам знать?
И нельзя сказать, что настолько тот рав плох. Тем более, будет натяжкой решить, что, именно из-за нас его увольняют. Нет, скорее всего, его "попросят", даже если мы откажемся от вакансии.
Короче, что будем делать? Какое решение примем на семейном совете? Ввязываемся в историю – или отказываемся от предложения?
** **
Не знаю, как решим мы с вами, но в свое время Моше Рабену сделал свой очень непростой, но весьма показательный выбор.
Смотрите, у любого внимательного ученика Торы не может не возникнуть такой вопрос: если Моше с детства настолько переживал за евреев, страдающих на рабской работе, что всегда спешил им на помощь – и однажды даже сознательно пошел на страшный риск все потерять, когда бросился защищать еврея от атаки туземца-надсмотрщика – да и потерял все окончательно, уйдя в бесславную и далеко не сытую эмиграцию, – если участь братьев ему была важна в самой сильной степени, – то почему он отказался от предложения Всевышнего идти в Египет и вывести народ из рабства?
Мидраши указывают, что Творец уговаривал его семь дней. Но он твердо стоял на своем, отказываясь от такой роли. А ведь в это время евреи страдали и гибли, их мучили враги, их дух падал все ниже и ниже, давно преодолев нижнюю границу отчаяния.
Он что, не понимал, что задерживает их освобождение? Смотрите, чуть позже, когда их надо было выводить, счет шел на минуты, Всевышний чудесно вывел Свой народ за границы Египта за 18 минут, – а тут семь дней непонятного упорства!
Ответ прост и приведен в Мидраше ("Шмот Раба" 3, 16). Сказали мудрецы: ты полагаешь, что Моше проявил упрямство, отказываясь идти? Нет, дело в том, что он не мог нанести урон статусу Аарона. Так сказал Моше: до меня Аарон 80 лет был их пророком и вождем, а теперь я займу его место?!
Откуда мы это знаем? Написано (Йехезкель 20:5): "Я открылся им в стране Египта". Как открылся? Написано (Шмуэль 1, 27-28): "И пришел Б-жий человек к Эли, и сказал ему: так сказал Всевышний: Я открылся дому твоего отца, когда они были в Египте, в доме фараона (!). И выбрал его (т.е. Аарона, твоего прямого предка) из всех колен Израиля – Мне в коэны".
Сказал Моше: и теперь, если я соглашусь пойти и стать руководителем народа – разве это не приведет моего брата Аарона к замешательству, страданиям, боли и обиде?
Получается, что Моше отказывается выполнить постановление Всевышнего только потому, что не хочет доставлять мучений брату . Отказывается исполнить приказ Творца, несмотря на то что каждая минута промедления увеличивает страдания его соплеменников. – Воля ваша, но мне такая "упертость" могла бы показаться весьма сомнительной, когда б не объяснение.
Вот оно. Оказывается, отказ Моше стать народным спасителем основан на простом расчете: если, для того чтобы спасти народ, надо нарушить одно из самых важных положений Торы, запрещающих доставлять страдания другим людям, то это никакое не спасение!
Тора запрещает обижать ближнего. А тем более родного старшего брата . – Что касается освобождения народа – то у Всевышнего есть много вариантов послать кого-нибудь другого. Пусть пошлет не меня, – так сказал Моше.
Итак, Моше во главу всего ставит необходимость крайне бережного обращения с достоинством и честью других людей. Не дай Б. задеть кого-либо или причинить боль. Даже, если это требуется для исполнения заповеди!
Это важно: под видом заповеди не делаем ничего такого, что в результате может обернуться ущербом для нравственности.
Рамхаль по этому поводу приводит высказывание мудрецов (трактат Эрувин 13): "Человеку лучше не родиться, но, коли родился, то пусть "ощупает" (проверит, יפשפש) свои дела; другие говорят: пусть "покопается" в своих делах (проверит, ימשמש)".
Когда разница в глаголах? Читаем в "Месилат-Йешарим" (гл. 3): "В этих двух разных глаголах содержится прекрасное и очень полезное предупреждение. "Ощупать" – значит, исследовать, вникнуть, оценить: хороши ли наши поступки, праведны ли они? "Покопаться" – тоже исследовать, вдуматься, но уже только в хорошие дела: настолько ли они хороши, как нам кажется? Может, у поступка есть не совсем чистая сторона, некий ущерб, недостаточность? Такое пятно, из-за которого мы бы не совершали сего деяния?
** **
Рассказывают, что в одной ешиве решили обратиться к известному даршану, учителю мусара, еврейской этики, с просьбой дать у них урок. Тот испугался: а вдруг это доставит боль тому, кто обычно дает подобные уроки в их ешиве? (Подобный человек называется машгиах, он есть в каждой ешиве.)
Пошел советоваться к раввину Йехезкелю Левинштейну. Тот ответил: наша традиция учит, что, если у нас есть возможность восстановить Храм в Иерусалиме, но при этом будет задета честь хотя бы одного еврея, надо отказаться от возведения Храма.
Рав Левинштейн продолжил: я слышал от одного мудрого человека, что это – очевидный вывод, который следует из самой Торы. Семь дней Моше отказывался исполнить приказ Всевышнего – и согласился только тогда, когда Тот обещал ему, что Аарон в радостью примет его назначение ("И выйдет Аарон и будет радоваться") .
** **
Тем не менее, остается вопрос: неужели из-за боли одного человека надо отказываться от блага для всей общины, тем более – всего народа?
Ответ совершенно неожидан: да!
У нас в истории нет примера более великого и эпического, чем Исход из Египта. Евреи ушли из страшного физического и духовного рабства. Причем роль того, кто повел за собой народ, была поручена Всевышним только одному человеку – пророку Моше, самому скромному из людей, самому подходящему для этой роли – и не только в то время, но и во все эпохи.
Моше был избран – но отказался. Не захотел расстраивать Аарона, своего старшего брата.
Потому что цель не оправдывает средства (אין המטרה מקדשת את האמצעים).
Потому что заповедь не может быть исполнена нарушением!
** **
Добавлю. Можно участвовать в конкурсе на замещение вакантной должности, даже если другие кандидаты, участники того же конкурса, будут расстроены, когда из кандидатуры будут отвергнуты. Но должность изначально должна быть вакантной, т.е. незанятой.
no subject
Date: 2012-01-19 04:01 pm (UTC)no subject
Date: 2012-01-19 06:37 pm (UTC)Такое впечатление, что а) Моше печётся о чести Аарона, а Вс-вышний нет, б) Моше лучше чем Вс-вышний умеет взвесить "цивуй Ашем (+страдания ВСЕГО НАРОДА)" против страданий Аарона (который как знал Вс-вышний не обидится на лидерство Моше).
На месте Ашема я бы тоже очень разозлился.
(ИМХО, если бы тому даршану указание давать дрошу дал бы какой-нибудь Годоль, то он бы без проблем пошёл бы и дал бы дрошу)
no subject
Date: 2012-01-19 09:35 pm (UTC)Да и рав Луцато не на ровном месте написал о запрете исполнять мицву, если на исполнителе остается пгам.
Да и Мидраш-Шмот-Раба толкует о том же.
Что касается ваших возражений (а) и (б), то да, Моше печется о чести Аарона "больше, чем Вс", - и это то, что надо Всевышнему. Ему надо, чтобы тот пекся.
Подобно этому происходит в эпизоде заступничества Моше за евреев после их греха с тельцом. Разве Всевышний не знал последнего аргумента Моше? Выглядит так, словно Моше печется об евреях больше, чем Вс. (хас ве).
Нет, просто Всевышнему надо, чтобы именно Моше привел этот аргумент.
То же самое с противопоставлением приказа идти спасать евреев и нанесением боли Аарону. Моше не лучше Всевышнего знает об этом конфликте двух положений - но Последнему надо, чтобы именно Моше заявил о своем нежелании спасать евреев путем нанесения обиды Арону.
Не думаю, что надо смотреть на Творца в Торе как на персонажа, у которого, как и прочих персонажей, есть всего лишь свои мотивации, предпочтения и интересы. Он избрал наших праотцев - и помогал им идти к цели так, чтобы те шли сами, а не по подсказке. Помогал, а не заставлял.
no subject
Date: 2012-01-19 09:42 pm (UTC)Серьезное возражение (к мидрашу Шмот-Раба). Но вы заметили, что многие комментаторы пытаются объяснить, каким было наказание Моше? Ведь гнев Творца всегда приводит к наказанию, другого не бывает (рошем).
У Раши это переход коэнства от Моше к Аарону. У Ор-Ахаим - то, что Моше остался навечно с ущербной речью.
Т.е. в Торе нет прямого указания на наказание! Почему? Потому что Тора не хочет останавливаться на гневе Вс. Т.е. его как бы нет. А поэтому (раз сам текст Торы на нем не останавливается), то и комментарии могут не заострят на нем своего внимания. Что и делает Луцато и рав Ливенштейн.
no subject
Date: 2012-01-19 09:55 pm (UTC)Вот его слова:
"Обратите внимание на свои слова: "А ведь в это время евреи страдали и гибли, их мучили враги..." - получается, что страдания и гибель евреев ничто по сравнению с ущемлением гордости Аарона? Что-то тут глубоко не так".
Отвечаю, потому что считаю это замечание важным.
Есть такое правило: רבים שלוחים למקום, т.е. у Творца есть много исполнителей. Не только я! В том смысле, что если я могу выполнить Его приказ только через нарушение Его же запрета, то мне стоит уклониться, а Он поручит ту же заповедь кому-то другому, кто этого нарушения не сделает.
Есть у этого правила и ограничения. Когда Эстер сказала, что она не может пойти к Ахашверошу, Мордехай ее предостерег - что Он найдет другого исполнителя, "но ты с домом твоих отцов пропадешь". Т.е. делай ты и не отпирайся!
О чем сказано в Мегилат-Эстер? О случае, когда она могла исполнить заповедь, никому не причиняя ущерба или боли. Только для этого случая сказано "пропадешь".
no subject
Date: 2012-01-19 11:53 pm (UTC)no subject
Date: 2012-01-20 06:52 am (UTC)К сожалению,в реальной жизни всё не так,и на живое место ищут кандидата ещё "при жизни" предыдущего исполнителя.
К сожалению.
Спасибо,рав. Очень полезный урок. есть о чём подумать,и сделать выводы лично для себя.
no subject
Date: 2012-01-20 08:03 am (UTC)Спасибо, именно так я и представляю себе всю ситуацию.
no subject
Date: 2012-01-20 08:00 am (UTC)То же самое в случае с "походом" Эстер к Ахашверошу. Обида Мордехаю не была нанесена, а ведь только о ней мы и говорим.
Нельзя выполнять заповедь, нарушая запрет причинять боль другому человеку.
А о том, что с той минуты Эстер стала запрещена Мордехаю - так это уже поле для мидрашей. Как и нарушение Пинхасом запрета убивать.
Я не против критики в адрес Шмот-Раба, но это только поднятие вопросов, не правда ли? Но никак не отвергание самой идеи. Заповедь нельзя исполнять путем нарушения главного запрета: не делай другому то, что тебе самому противно. Ибо в этом вся Тора!
и вот ещё:
Date: 2012-01-20 07:03 am (UTC)Вы пишете :
"Он избрал наших праотцев - и помогал им идти к цели так, чтобы те шли сами, а не по подсказке. Помогал, а не заставлял."
Абсолютно краткая и точная формулировка процесса воспитания вообще,и отношений со взрослыми детьми в особенности.
я помогаю,если согласна с целью. Если категорически не согласна,если это противоречит моим понятиям -говорю что не согласна,не помогаю, но и не мешаю. И мучаюсь,не будучи уверена,что это правильно....
no subject
Date: 2012-01-20 07:18 am (UTC)Однажды на моё место работы прислали одного хорошего мастера. А я лишился работы. Когда этот мастер узнал о том, что он стал причиной моей бедствия, он пришёл попросить у меня прощения. И он ушёл с того места. Место осталось пустым. Так, вспомнилось давнее, было это в 1995 году приблизительно.
no subject
Date: 2012-01-20 08:08 am (UTC)Кстати, скорее всего, у Моше не было сотового телефона связаться с Аароном и спросить, что он обо всем этом думает.
Когда в конце уговоров Моше было сообщено, что Аарон обрадуется, это и было своего рода сотовой связью с выяснением обстоятельств. Совсем как в вашей схеме.
ДА, ДА, ДА!
Date: 2012-01-20 08:04 am (UTC)2 Потому что цель не оправдывает средства (אין המטרה מקודשת את האמצעים).
Потому что заповедь не может быть исполнена нарушением!
СПАСИБО!
no subject
Date: 2012-01-20 09:33 am (UTC)no subject
Date: 2012-01-20 10:00 am (UTC)Не доставляй боль - важный запрет. Помоги другому избавиться от боли - нечто другое, не имеющее эквивалента в форме тотального запрета, например: "не уклоняйся от того, чтобы снять боль с другого человека". Само наличие подобных схем ("не уклоняйся от возврата потери", "не уклоняйся от разгрузки осла" и т.п.) говорит о том, что они не носят обобщающего характера.
Собственно о Йосефе. Одна из причин его поведения заключается в том, что преждевременное открытие себя перед отцом нанесло бы ущерб всем - в том числе и отцу: евреи не переселились бы в Египет. Так что пришлось действовать максимально эффективно уже в существующих обстоятельствах, инициаторами которых выступили братья, а не Йосеф.
Короче, Йосеф не спешил снять боль отца потому, что в таком случае он доставил бы ему еще бОльшую боль.
no subject
Date: 2012-01-20 12:25 pm (UTC)no subject
Date: 2012-01-20 12:37 pm (UTC)Если не ошибаюсь, наша задача отказаться от любого вида ощущений в пользу правильных знаний. Не так?
(Я говорю по поводу ощущений на поле знаний, а не о знаниях по поводу ощущений.))
Гут-шабес.
no subject
Date: 2012-01-20 12:46 pm (UTC)no subject
Date: 2012-01-22 05:36 am (UTC)-Йосеф не спешил снять боль отца потому, что...
не хотел вмешиваться в Провидение, в дело Б-га. Можно это рассматривать как вариант? Не стал поддерживать Ковчег Завета, боясь, что тот опрокинется без его участия.
no subject
Date: 2012-01-22 07:37 am (UTC)Вот если бы вы сказали, что Йосеф нарочно не спешил с отцом, потому что считал, что небо ему запретило, - это совсем другое дело.
Но вроде, небо ему не запретило.
Про Ковчег не понял. Если так: "не стал поддерживать отца, боясь, что, иначе, всем будет еще хуже", - так этот вариант уже выписан выше.
no subject
Date: 2012-01-23 02:32 pm (UTC)Имеется в виду, что иногда должно идти как идёт, без твоего вмешательства в ситуацию. Или это неверный подход?
Если бы он сообщил отцу о том, что жив, то ситуация с братьями не была бы решена. Должно было быть что-то дополнительное.
no subject
Date: 2012-01-23 03:43 pm (UTC)Мне кажется, тут важна не столько ситуация с братьями, сколько ситуация со всем еврейским народом - которому надо было спуститься в Египет. Так вот, Йосеф не мог открыться отцу раньше времени, даже если отец все эти годы горевал по его поводу, - потому что в противном случае горестей у отца стало бы много больше.